Сергей Сибирцев демонстрирует первое "маленькое" издание книги Юрия Рябинина.
Фото Алексея Касмынина
В бедный на литературные события, как говорится, мертвый летний сезон в Малом зале Дома литераторов прошло мероприятие, посвященное реалиям мира мертвых. Не то чтобы публичный спиритический сеанс, но повод более чем подходящий – «вынос в мир» второго кардинально переработанного издания книги Юрия Рябинина «Чтобы помнили. Мистика московских кладбищ».
За вскрытие подобных табуизированных тем берутся индивидуумы явно не из робкого десятка. Таковые, к счастью, нашлись. И никого особо не удивило, что ценителями изысканного некроса оказались члены Клуба метафизических реалистов и им сочувствующие.
Сама книга, как было заявлено на импровизированном некрослете, имеет давнюю и яркую историю. Предтечей, вдохновившей его на написание сего опуса, автор назвал свою покойную бабушку – коренную москвичку с тремя классами образования. Она рассказывала будущему писателю Рябинину занимательные байки из жизни старой Москвы.
Далее повзрослевший Юрий уже стал самолично собирать поучительные москвоведческие истории, а также собственные наблюдения и впечатления.
Скажем, однажды Юрий увидел на кладбище практически голого человека. В одних плавках тот лежал рядом со свежей могилой и читал вслух какой-то классический душещипательный роман. Как выяснилось, у экстравагантного гражданина было такое любимое совместное времяпровождение с супругой, когда та еще была жива. Жена скоропостижно отошла в мир иной, но для верного мужа это не стало поводом к отмене совместных читок.
Подобных историй в книге Рябинина – через край. Смерть предстает перед читателем не своим жутким ледяным оскалом, а исключительно в добродушно-комической ипостаси.
Перед обсуждением собственно самой книги ведущий вечера, Сергей Сибирцев, подлил священного масла в скорбный огонь, живописав во всех пугающих подробностях тот факт, что гостеприимный Малый зал ЦДЛ традиционно используется для гражданских панихид и прощаний с усопшими литературными телами.
К микрофону восставали виднейшие столичные культуроведы загробного мира и литераторы-смертеведы. Такие, как Лев Алабин, Сергей Мнацаканян, Сергей Соколкин, Алексей Нилогов, Николай Гладких. Особенный энтузиазм вызвала запредельная речь писателя Петра Калитина: «Тема гламура, сисек-масисек – это тема мертвых-в-духе. У истинного писателя – свой гламур: церковь и кладбище! Духовная жизнь и мементо мори!»
Погребальные рассуждения любителей и ценителей закончились выступлением признанного профессионала в заявленной сфере – Ивана Краснолуцкого, руководящего работой аж 43 (!) подмосковных кладбищ. Как муниципальный чиновник, он был предельно точен и осторожен в высказываниях. Поведал про интересные, неожиданные места из федерального закона о погребальном деле.
Например, для собравшихся в зале стало полнейшей неожиданностью, что всем гражданам (даже литераторам!) государство совершенно безвозмездно предоставляет 4 кв. м сырой землицы под последнее упокоение.
После обнародования данной информации сидящие в зале «рыцари литературы» внезапно почувствовали себя землевладельцами, чуть ли не феодалами (пусть и с посмертным пользованием!).
Далее был фуршет. Но, видно, памятуя о непростой теме вечера, после всех тостов – даже за развитие отечественной литературы! – собравшиеся, как на поминках, не чокались бокалами.