Капитолина Кокшенёва и Владимир Бондаренко строят планы по созданию форума.
Фото Олега Федорова
В гостеприимно распахнутом клубе Bilingva состоялось заседание новоиспеченного Гражданского литературного форума, который, по задумке его создателей, «┘призван озвучивать интересы творческой интеллигенции в обществе».
Вестимо, каждая новая окололитературная инициатива по «объединению кого-нибудь в куда-нибудь» рождается именно с «озвучки» (правда, к досадному, но стойкому сожалению – именно ею обычно и заканчивается). В нашем случае, как и водится, вначале был пропечатан страстный манифест с емкими многообещающими формулировками, начинающимися чеканным: «Форум считает┘ Форум опирается┘ Форум готов┘ осознает┘ позиционирует┘ представляет┘»
И вот далее уже не отстраненно-газетной буквицей, а явочным порядком, в списочном составе кворума: не то некая закрытая пресс-конференция для ценителей, не то пробная маевка перед массовой литературной стачкой. «Форум – это люди!» – торжественно возгласила председатель Капитолина Кокшенёва, и следует отметить, что на данном «заседательстве» действительно присутствовали довольно-таки статусные участники: Юрий Мамлеев, Сергей Сибирцев, Владимир Бондаренко, Роман Сенчин, Сергей Шаргунов, Виктор Николаев, Захар Прилепин┘
Что до речей┘ Да, правильные, нужные, актуальные слова произносились. Все то, что и ожидал народ услышать от могучей кучки литераторов, самостийно сгруппировавшихся по «почвенно-патриотическому» принципу.
Владимир Бондаренко рубанул в духе романтического фатализма, без экивоков: «Я рад попытке организации форума – дай бог, эта попытка состоится┘ потому как никто не может гарантировать, сколько это продлится, – может, 100 лет, а может, 100 дней».
Молодой коллега Владимира Григорьевича Роман Сенчин был тоже предельно откровенен, поставив беспристрастно-неутешительный диагноз: «Да, читателей у нас мало – читают нас единицы! Но основная проблема – мы мало читаем друг друга».
Особым событием стало выступление Юрия Мамлеева, заявленного не полноправным членом форума, а участником некоего «общественного совета» при последнем. Но речь основателя направления «метафизический реализм» была отнюдь не на злобу дня, а традиционно о «возвышенных реалиях Запределья».
Сидевший в президиуме Сергей Сибирцев без лишних дифирамбов живо набросал возможные перспективы зарождающегося движения: «┘по сути дела – это новое экспертное литературное сообщество. Если форум превратит в традицию прямые встречи писателей с читателями – это будет просто замечательно!» Однако посоветовал не зацикливаться на литературном бродяжничестве по городам и весям, а заняться в том числе и издательскими программами (приведя в пример серию книг, изданных в рамках Клуба писателей-метафизиков).
Хотя следует признать, что основной настрой присутствующих членов высокого форума все же сфокусировался на путешествиях. Лидия Сычёва была крайне традиционна и категорична: «┘русские писатели должны идти в народ, для того чтобы понять и отразить то, что там происходит!»
Данная стратегическая установка была встречена с живым энтузиазмом. Благо, что в рядах Гражданского литературного форума есть литераторы из Оренбурга, Курска, Челябинска, Саранска, Иркутска, Владивостока, Барнаула┘ и даже с затаенных сибирских делянок. Как, например, Михаил Тарковский.