Недавно в Гослитмузее прошел вечер книжной графики. Наталья Бочарова – книжный график классической школы, работающий в книгоиздательской индустрии еще с «лохматых семидесятых годов». Иллюстрирует Наталья Евгеньевна лишь классиков, потому, видно, и сама техника графики – «более чем» классически выдержана. Старый добрый офорт, сухая игла, тушь, перо. Лаконичная, «дизайнерская» манера графики в лучшем своем понимании. Использование лучших, проверенных веками традиций книжного оформления. Выверенная стилизация под «изящный галантный век». «Я стремлюсь передать изысканность классической русской поэзии. Уровень поэтической ткани, то есть той литературной пластики, на основе которой возможно создание «созвучной» иллюстрации, должен быть очень высоким», поведала Бочарова собравшимся ценителям. И достаточно взглянуть на издания с иллюстрациями Натальи Евгеньевны, чтобы возникло стойкое подозрение, что это не обычный пафос старого литературного поколения.
«Константин Бальмонт. Избранное», «Я.Б.Княжнин. Избранное», «И.И.Дмитриев. Сочинения», «Петербургские повести Пушкина и Гоголя», даже произведения царского братца – Константина Романова («К.Р.»). Список можно продолжать довольно долго. Имена будут более чем достойными, а весь проиллюстрированный литературный материал – предельно изысканным, романтически-куртуазным и возвышенным.
Из выступающих гостей запомнился художник Александр Щербинин, безудержно нахваливающий бочаровского Гоголя: «Все линии очень архетектоничны, Гоголь передан совершенно уникально – отображена суть его личности, суть Творца». Как всегда, был крайне красноречив и витиевато комплиментарен «метафизик в Законе», лидер неомистических тенденций в современной литературе Сергей Сибирцев: «Графическая ткань органично дополняет словесную! Возникает совершенно магический синтез, некое новое аудиовизуальное пространство, манящее Бездной тайного смысла». Автор нашумевшего романа «Привратник Бездны», вероятно, знал, о чем говорил. Так мастерски находить инфернальные эманации во всех (без исключения!) явлениях окружающей действительности способен, пожалуй, только он. (Кстати, от клуба присутствовал также доктор философских наук и востоковед Максим Дубаев.)
Вечер удался. Остается только жгучий вопрос: «Что это было?» Ренессанс «высокого штиля» в современном оголтелом модернизме или кроткий предсмертный вздох высокохудожественного накала классической эпохи?