В центре «Ходынка» состоялась презентация фотовыставки Максима и Аэлиты Дубаевых «Дорогами Баварии». Российскому читателю Максим Дубаев известен в первую очередь как автор биографии Николая Рериха, вышедшей в знаменитой серии «ЖЗЛ». Тогда не обошлось без скандала. Николай Рерих стабильно вызывает интерес как художник, путешественник и исследователь Востока, один из лидеров русской эмиграции, инициатор международного проекта по защите культурных ценностей – так называемого «Пакта Мира» (Пакта Рериха). Совсем другое отношение – особенно со стороны православной общественности – существует к Рерихам как родоначальникам эзотерического учения «Живая Этика» (Агни-йога), переводчикам Елены Блаватской и популяризаторам теософии. Не желая никого задевать, Дубаев просто проигнорировал творчество Рериха-эзотерика в своем жизнеописании. Реакция последовала незамедлительно. Автор был тут же обвинен Международным центром Рерихов в Москве в спекуляции именем «великого посвященного» и написании «бездуховной биографии».
Дальнейшая карьера Максима Дубаева нетипична для выпускника Литинститута. Окончив аспирантуру Института востоковедения и Дипломатическую академию МИД РФ, Дубаев поступил на дипломатическую службу, связанную с частыми командировками. Из одной такой командировки писатель-дипломат привез серию фотографий богатейшей и красивейшей земли Германии – Баварии...
По словам Дубаева, проект был задуман во время Московских дней в Баварии. Поводом послужила картина, увиденная Максимом и его матерью, художницей и писателем-фантастом Аэлитой Дубаевой, в одном из маленьких городков Баварии. Разбуженные рано утром мерным звоном сотен колокольчиков, они стали свидетелями передвижения коров из города на пастбище. Коровы шествовали строем без всякого присмотра по разделительной полосе дороги, точно зная свое место и провожая глазами встречные машины, которые, притормаживая, с почтением их объезжали. Та же самая картина повторилась вечером, когда коровы возвращались с пастбища: то одна, то другая выходили из строя и направлялись к своим воротам, а строй смыкался и продолжал движение.
Фотоснимки вымуштрованных коров, наглядно выражающих идею немецкого порядка и потому вызывающих такую тоску в «бабьей», по выражению Николая Бердяева, русской душе, образуют сердцевину выставки. На остальных фотографиях Максим Дубаев пытается доказать, что Бавария – это Германия в миниатюре, специфически немецкое в предельной концентрации. Конечно, Бавария глазами Дубаева – это не только коровы, соблюдающие правила дорожного движения. Это вызывающие зависть дороги, с идеально ровным даже на ощупь асфальтом, аккуратные фахверковые постройки и горные замки, превращенные в туристические центры, вылизанные средневековые руины, на которых нередко увидишь смотрителя с пылесосом. Это самая высокая гора Германии Цугшпитце, где уже пятнадцать лет укутывают ледники в пластиковые покровы, чтобы приостановить их таяние, и комфортабельный тоннель на вершину горы, проложенный в скале по приказу Людвига II – самого загадочного короля Баварии, спонсировавшего Рихарда Вагнера и переписывавшегося с Захер-Мазохом┘
Открывший выставку писатель Сергей Сибирцев сказал, что «Дорогами Баварии» можно считать органичным проявлением метафизического реализма в фотоискусстве и он рад, что такой разносторонний человек, как Максим Дубаев, состоит в творческом совете клуба писателей-метафизиков ЦДЛ.