– Чем занимается Институт распространения информации по социальным и экономическим вопросам?
– Все началось с того, что, анализируя процессы в нашей стране, группа инициативных людей пришла к мнению, что большинство ошибок в попытках наладить социально-экономическую жизнь в России проистекает из-за банального невежества или неосведомленности – называйте это как хотите. А именно из-за того, что стремятся воплотить в жизнь давно устаревшие модели, когда-то осуществленные на Западе, давно отработавшие себя и в большинстве стран уже демонтированные. К сожалению, реформаторы, приступившие в 1992 году к созданию в нашей стране новой хозяйственной модели, исходили из тех знаний, что были получены ими во время учебы в советское время. Уровень этих знаний соответствовал состоянию экономической науки на Западе в 1960-е годы. В результате возникла идея издания книг различной направленности, в той или иной мере связанных с наиболее острыми проблемами современной России, чтобы люди могли ознакомиться с альтернативными точками зрения как на причины возникновения этих проблем, так и на способы их решения.
– Это коммерческий проект?
– Нет, с самого начала проект не был коммерческим, а сейчас мы намерены перевести его в эндаумент. Поясню, что означает это слово. Эндаумент – это целевой фонд, предназначенный для использования в некоммерческих целях, как правило, для финансирования организаций образования, медицины, культуры. Наполняется он преимущественно за счет пожертвований заинтересованных лиц. Затем эти средства могут инвестироваться с целью извлечения дохода, однако весь полученный доход отправляется в пользу тех организаций, для поддержки которых он был создан. Как правило, эндаумент создается для поддержки какой-либо одной организации, например определенного учебного заведения. Закон об эндаументах был принят полгода назад. Сегодня пять или шесть учебных заведений в России уже пошли по этому пути. Одна из новаций нашего проекта в том, что мы создаем эндаумент, привязанный не к учебному заведению, но к определенной цели, а именно просвещению граждан. Вторая новация заключается в том, что параллельно с выпуском книг мы налаживаем выпуск аудиозаписей этих книг, видеолекций наших авторов и фильмов, посвященных рассматриваемым в этих книгах темам.
– Предполагается, что к каждой книге будет прилагаться комплект дополнительной информации на цифровых носителях?
– Какого-то определенного, раз навсегда заданного комплекта не будет. Не все же авторы живы. Есть, например, авторы, которые с радостью готовы участвовать в записи лекций, подготовленные при их участии видеоматериалы можно продвигать вместе с книгой. В том случае, когда авторы не желают участвовать в записи лекций, можно изготовить фильм по предмету, затронутому в рассматриваемой книге. Это не жесткая конструкция: важен сдвиг в сторону иных форм подачи информации. Книги все меньше выступают в роли источника знаний. Базовая проблема состоит в том, что люди все меньше читают научную литературу. У людей моего поколения, особенно у людей, погруженных в бизнес, нет времени, чтобы читать. Они пытаются искать другие формы получения информации. Бизнесмену читать книгу некогда, ему гораздо проще прослушать в автомобиле диск или перемотать видеолекцию, останавливаясь на тех местах, которые ему нужны или интересны. Если же говорить о молодом поколении, то оно уже больше привыкло жить ссылками в интернете и адресными выборками, чем чтением книги от корки до корки. В современных условиях форма доступа к информации должна позволять работать с ней не только как с целым, но и с отдельными элементами по запросу. Для этой цели мы стараемся создать электронную библиотеку с соответствующими книгами, фильмами и лекциями – так, чтобы любой пользователь интернета за символическую плату (покрывающую только стоимость обслуживания сайта) мог получить доступ к необходимой информации.
– Кто принимает решение, какие книги будут издаваться?
– Какие книги издавать, определяют редакционный совет и наблюдательный совет из людей, пожертвовавших в фонд деньги. Они находят некоторый консенсус: интересная ли книжка, стоит ли ее издавать. Мы покупаем права на эту книгу, переводим ее и печатаем. Часть книг рассылаем по библиотекам и книжным магазинам, причем стараемся охватить не только Россию, но и страны СНГ. В будущем мы планируем приглашать авторов изданных работ, а также других авторитетных специалистов для прочтения популярных лекций в российском парламенте, ведущих учебных заведениях и научных учреждениях России и соседних стран.
– Существуют ли в вашем проекте какие-либо идеологические ограничения или, наоборот, предпочтения? Я вижу среди ваших авторов Фридриха фон Хайека, одного из наиболее ярких представителей классического либерализма┘
– На настоящий момент мы выпустили 13 книг в шести сериях. Они не имеют жесткой идеологической направленности. Есть только общие положения проекта, записанные в декларации. Мы ориентируемся на поисковые и инновационные работы, дающие оригинальный взгляд на настоящее и будущее, ранее не выходившие на русском языке. Обратите внимание, что мы издали не одну из экономических работ Хайека, а его философско-культурологический трактат «Право, законодательство и свобода». Нам хотелось, чтобы Хайека увидели с другой стороны. В его книге много полезных вещей, в том числе для законодателей. Не меньший интерес представляет, по нашему мнению, работа Лоренса Котликоффа и Скотта Бернса «Пенсионная система перед бурей», в которой исследуются глубокие структурные пороки современных систем пенсионного обеспечения, действующих в развитых странах. То же самое можно сказать о книге Бринка Линдси «Глобализация: повторение пройденного», в которой отстаивается нетривиальная мысль, что экономическая глобализация, наблюдаемая в последние 15–20 лет в мире, не является ни уникальной, ни необратимой. По мнению автора, главная причина глобализации – всеобщее разочарование в практике социализма и всеобъемлющего государственного регулирования. Давно было необходимо издать на русском языке классическую работу Томаса Шеллинга «Стратегия конфликта», посвященную исследованию общей логики поведения участников конфликтных ситуаций – теории игр.
– Одной из целей вашего проекта согласно декларации является «стимулирование творческой дискуссии», «налаживание интеллектуального обмена». Как вы считаете, сегодня в России достаточно площадок для обсуждения альтернативных точек зрения?
– Дискуссионных площадок существует ровно столько, сколько востребовано. Их невозможно создать административным путем. Я вообще не верю в государственные инициативы в данной области. Мировой, и в частности западный опыт показывает, что подобные проблемы могут быть решены только усилиями частных лиц и организаций.