В разгар московского литературного сезона посвященные поэзии мероприятия следуют одно за другим, и всегда при переполненных залах. Именно так 11 октября в «Билингве» стартовал организованный совместно с журналом «Крокодил» «Осенний Большой Слэм», 12 октября в клубе «Улица ОГИ» прошла презентация книги стихов о. Константина (Кравцова) «Парастас», вышедшей в серии журнала «Воздух» (редактор Дмитрий Кузьмин), а 15-го – там же – вечер из серии «Раритет», посвященный поэтическому творчеству профессора РГГУ, ученого-филолога Дмитрия Бака. И хотя сообразно характеру каждого мероприятия состав публики существенно менялся, неизменной оставалась ее активная причастность к происходящему – как следствие выбора из насыщенной пестроты литературной жизни разнородных, но тяготеющих к горячим точкам современной поэзии явлений.
«Зажигательное», по его собственным словам, шоу Большого Слэма вел артистичный маэстро представляемого жанра поэт Андрей Родионов, руководя публикой, выставлявшей поэтам оценочные баллы и готовой в любой момент взреветь, а равно и авторами, в той или иной степени артистично (что тоже оценивалось в баллах) выкрикивавшими свои стихи и боровшимися не только за признание, но и за ожидавшие победителя 100 долл.
Перегруженные обсценной лексикой, смешно (или не очень) педалирующие неурядицы телесного, духовного и социального аспектов бытия человека, тексты большинства выступающих авторов отражали болевую реакцию на несовершенство окружающего мира и дисгармонию тела и души. При этом приз вечера вполне заслуженно получил москвич Георгий Манаев, на бис прочитавший текст о «механическом одиночестве» современного человека.
Иное отношение как к окружающему, так и внутреннему миру прочитывается в стихах о. Константина, представляющего мощно развивающееся направление – поэзию, опирающуюся на православное мировоззрение автора. Тема совместимости служения поэзии и религиозной конфессии оказалась настолько актуальной, что вызвала бурную дискуссию среди присутствующих на вечере о. Константина.
По мнению Анатолия Наймана, в данном случае идет «борьба между поэтом и священником», что выливается в борьбу между «трансом и трактатом». Тогда как Виктор Куллэ говорил о продуктивности «сочетания соборной и личной истины», пришедших на смену бунтарским настроениям. При этом никто не отрицал, что религиозное чувство вне зависимости от его формы является тем основанием, на котором вырастает поэзия любого автора. В связи с этим полезно вспомнить, что поэзия и служение не только никогда не противоречили друг другу, но объединены формулой «глаголом жечь сердца людей». Другое дело, что в основе содержания «глагола» лежит мировоззрение его автора. И боль от несовершенства мира у о. Константина смягчена сознанием, что «и все ж – это Царство Твое», что дает возможность, например, видеть в воронах ласточек Севера, приносящих весну, а не надсаживаться, пробиваясь сквозь несуразицы и нелепости мира.
Необходимость именно поэтического слова для самовыражения и поиска истины настолько сильна, что к нему обращаются практически все, вообще работающие со словом. Это подтверждается актуальностью вечеров из цикла «Раритет», придуманного для авторов, редко выступающих в ипостаси поэта. Дмитрий Бак, в частности, порадовал слушателей серией поэтических текстов, пронизанных музыкой аллитераций и красивой игрой центонов, и показал себя мастером еще одного заметно развивающегося поэтического течения, в котором текст пишется одновременно на нескольких языках.