Очередная литературная Премия Солженицына наконец нашла своего героя – Алексея Варламова.
В том смысле, что объявлена она была уже давным-предавно и «НГ-ЕL» своевременно и дисциплинированно написал об этом, а вот «церемония» состоялась недавно – в прошлый четверг.
«Церемонии» мало что добавляют к результату, но присутствовать на них – это как музыку послушать: всего не поймешь, но зато все почувствуешь.
То, что удалось почувствовать корреспонденту «НГ-ЕL», понравилось ему меньше, чем он ожидал.
Набитый битком зал Центра русского зарубежья рукоплескал выступающим весьма вяло, хотя говорили они по существу и дельно.
Член жюри премии Павел Басинский рассказал сказку о Коте в сапогах: про то, как младшему брату достался бесполезный Кот, среднему – чуть более полезный осел (которого можно пропить на ближайшей ярмарке), а старшему – жутко полезная, но и жутко обременительная мельница, которую мало что не пропьешь, так еще и маркизом она тебя не сделает... Дескать, Варлмаов – как старший брат: много трудится, и того, чем не является, с помощью постмодернистских котов из себя не представляет...
Этому понятливо похлопали.
Далее члены жюри, как сговорившись, говорили о повести Варламова «Рождение» – действительно весьма символической и весьма удобной для торжественных обобщающих речений, но все же далеко не единственной...
Над залом шелестело определение «тихий голос»...
Хлопали так себе.
Зато когда Наталья Солженицына пригласила уважаемых собравшихся «отобедать», уважаемые собравшиеся явили такую прыть, какой позавидовали бы и «сироты» Исидор Яковлевич с Пашей Эмильевичем...
Подумалось – что напрасно все это. Не надо бы их кормить!.. Ну для чего, в самом деле, создавать из важного серьезного дела фельетонный «информационный повод»? Чтобы зубоскалы, вроде корреспондента «НГ-ЕL», получили повод позубоскалить?..
Не лучше ли без остатка вложиться в издательство (а книги великолепных, непревзойденных лауреатов Премии Солженицына: Виктора Топорова, Евгения Носова, Александра Панарина – издаются мучительно медленно и удручающе скромными тиражами), связаться с одной из оптовых книготорговых сетей, монополизированных нынешними «китами» издательского рынка, и сделать эти книги общедоступными?
Давно ли мы держали в руках свеженькие, пахнущие типографской краской варламовские «Дом в деревне», «Затонувший ковчег», «Здравствуй, князь!»? И скоро ли получим такую возможность?
Вот это – главное.