Изданный «Вагриусом» новый роман Ольги Славниковой, презентация которого прошла в клубе «Улица ОГИ», носит весьма символичное название – «2017». На презентацию его пришли Андрей Василевский, Алексей Костанян, Александр Кабаков, Евгений Попов, Андрей Немзер, Андрей Геласимов и др. В сущности, обращение именно к этой точке на исторически-временной оси делает это прозаическое произведение романом в классическом понимании этого жанра. Описанные в нем события, укладывающиеся менее чем в полугодовой интервал, фактически растягиваются до сегодняшнего дня и тесно соотносятся с историей страны вплоть до той поворотной точки, столетие которой описано в романе. Роман Славниковой как бы вобрал в себя и переплавил в органическое целое все наработки современной прозы. Это и фасеточный взгляд – не столько на события, сколько на поворачивающуюся бесчисленными гранями и тем самым ускользающую от точных формулировок истину, и подача напряженной, на пределе возможностей работы сознания главного героя, восходящей к знаменитому российскому «самокопанию», и показ в действии становящегося российского феминизма, и культуролого-политический памфлет, тесно смыкающийся с чем-то средним между антиутопией ближнего действия и пророчеством аналитика, хорошо знакомого с реалиями нынешнего времени. И все это втиснуто в рамки одновременно приключенческо-фантастического, бытового и воспитательного романов. Более того, близость 2017 года и одновременно его некоторое отстояние создают ту необходимую разность потенциалов, которая держит читателя в напряжении не меньше, чем история «трудной» любви главных героев и трагедия погибающих в погоне за редкими самоцветами «хитников».
Но главное, что делает роман единым целым и на чем держится исходящая от него сила, – это метафизика, на которой замешено как происходящее в романе действие, так и подача этого действия. Основой этой метафизики является не просто язычество, но в буквальном смысле уходящее корнями в землю язычество конкретной, хорошо знакомой автору романа земли Уральского края. Этот мир подземных сокровищ и охраняющих его сказочных духов, известный широкой публике по сказам Бажова, у Славниковой переплетается с городской культурой, полюсами которой являются массмедийная и чиновничье-предпринимательская элита, опирающаяся на достижения технократической цивилизации, и та часть занимающейся незаконной добычей самоцветов «хитников», для которых их рисковый и тяжкий труд не столько погоня за богатством, сколько традиционно идущие рука об руку богоискательство и богоборчество.
Главной темой романа фактически является основной вопрос нашего времени: чем наполнить, по выражению Славниковой, «устрашающую небесную пустоту»? И где она, та непреодолимо притягательная незнакомка, которая наполнит душу мужчины необходимой для этого силой. Ответ на этот вопрос в финале романа завис между намечающейся встречей у тайного месторождения сокровищ главного героя и его любимой, превратившейся в четырехметровую Каменную Девку, и встречей второстепенного персонажа с исполняющей обязанности сестры милосердия «маленькой женщиной» по имени Надя. Ведь надежда – точка отсчета выхода из любой, хотя бы и безнадежной ситуации.