Уникальная выставка "Крым и русская культура. Фрагменты истории", открытая в Литературном музее, начиналась с фотографии деревца, сделанной весной в селе Шепетовка, что за Коктебелем, фотографом Александром Гусевым. Не было ничего удивительного в том, что, увидев интересную игру света и отбрасываемых деревом теней, Александр решил деревце сфотографировать. Случилось это в 2000 году, и с тех пор, по словам Александра, пораженного живописными изломами теней, он "стал охотиться за тенями, сознательно снимать тени". Дважды ездил в Крым и оба раза возвращался с пополнением для своей коллекции "Летопись теней".
"У меня правило: не экспонировать на выставке старые работы, - рассказывает Александр Гусев, - и когда поступило предложение организовать в Литературном музее выставку моих крымских фотографий, я отобрал новые из "Летописи теней", сделанные в сепии. На многих фотографиях - места в Крыму, где бывали русские писатели и поэты. Поэтому родилась идея сделать выставку о тех местах в Крыму, что так или иначе связаны с жизнью и творчеством Чехова, Льва Толстого, Цветаевых, Волошина. Но мы стремились показать, что литературный Крым - это не только Коктебель. В работе помогли сотрудники наших фондов, филиалов музея. Помню, как наша сотрудница, Даша Решетникова, нашла одну редкую фотографию и сказала: "Мне кажется, она хочет, чтобы ее увидели". У Волошина была такая идея: "Все надо вешать на стены, в папках все умирает". Самое трудное - выбирать. Для меня самое интересное в этой экспозиции - встреча с подлинниками, найденными в фондах музея, в том числе с редкими фотографиями Ивана Шмелева и Антона Павловича Чехова в Крыму. Это самое сокровенное".
Мы привыкли к тому, что слова "литературный Крым" прежде всего относят к Ялте и Коктебелю. Конечно, многие вспомнят Пушкина в Гурзуфе и Льва Толстого в Севастополе, но все же стереотип остается тот же: если литературный Крым, то только Чехов в Ялте и Волошин в Коктебеле. Но не только же дачей Чехова и волошинским "Домом поэта" ограничивалась литературная жизнь в Крыму?
Цель выставки - отразить историю освоения Россией Крымского полуострова начиная со времен Екатерины II и заканчивая вторым десятилетием XX века и проследить историю литературы, посвященной Крыму и написанной в Крыму.
Вот Сумароков, наблюдавший Крым в 1798-1800 годах, в своих записках горько жалуется на совершенное запустение селений, садов и виноградников, упрекая в этом князя Потемкина, который "в чаянии блага Тавриде учинил погрешность неосмотрительною раздачею земель".
Александр Сергеевич Пушкин, путешествуя по Крыму в 1822 году с семьей Раевских, восхищается Тавридой, и его впечатления от поездки становятся основой поэмы "Бахчисарайский фонтан". Граф Толстой пишет знаменитые "Севастопольские рассказы", испытав на себе трудности и лишения военного времени, когда командовал артиллерией на бастионах Севастополя в годы Крымской войны.
Антон Павлович Чехов принимает на ялтинской даче Куприна, Бунина, Горького, пишет в Ялте "Вишневый сад", посылая отдельные сцены во МХАТ, а мхатовцы потом приезжают к нему со спектаклем. Владимир Маяковский с группой футуристов путешествует по Крыму с лекциями и чтением стихов. В Коктебель, в "Дом поэта", созданный "певцом Киммерии" Максимилианом Волошиным, приезжают Анна Ахматова, Николай Гумилев, Марина Цветаева, Осип Мандельштам, Алексей Толстой, Андрей Белый. Поэтическую трагедию "Командарм-2" Ильи Сельвинского, родившегося в Симферополе и долгие годы работавшего в Крыму, ставит Вс. Мейерхольд.
В экспозиции - произведения К.Батюшкова и А.Мицкевича, А.Пушкина и Л.Толстого; гравюры начала XIX века, редкие фотографии Викентия Вересаева и Антона Чехова, Куприна и Бунина, Маяковского и Мандельштама; воспроизведенные современными методами фотоснимки, негативы которых сохранились только на стеклах...
По словам Елены Дмитриевны Михайловой, замдиректора по научной работе Государственного литературного музея, "в Большом зале - история завоевания Крыма, борьбы за него, книги писателей, приехавших в Крым, материалы Крымской войны, от них своеобразный "мостик" в следующий зал - "Севастопольские рассказы" Льва Толстого: удивительно новый, современный взгляд на войну и человека на войне.
Существенное место в экспозиции уделено жизни и творчеству Александра Грина, долгие годы жившему в Феодосии, а потом в Старом Крыму. Это связано с тем, что в эти дни отмечается 125 лет со дня его рождения. Живя в Феодосии, Грин очень хотел свой дом, и вот его жена, Нина Николаевна, продала втайне от него золотые часы, которые он когда-то, будучи, что называется, при деньгах, купил и подарил ей. На вырученные деньги она приобрела домик в Старом Крыму, где Грин, уже тяжело больной, провел последние годы жизни. Тогда он писал автобиографическую повесть "Недотроги", но не закончил ее. Его интересовали люди, которые трудно приспосабливались к реалиям жизни. Он и сам был таким, отсюда его романтика".
Крым был и остается тем уголком на земле, который всегда будет близок русскому человеку. В рамках выставки, которая продлится до 17 сентября, планируется презентация книги Нины Николаевны Грин, встреча крымоведов и многое другое.