Почему евреи такие - а) бедняжки, б) богатеи, в) небесталанные, г) небессребренные?
Однозначный ответ на "еврейский вопрос" пытались найти позавчера на пресс-конференции в арт-клубе "Муха", благо повод был значителен и увесист: издательство "Вагриус" представляло новый 750-страничный роман Бориса Литвинова "Современный мужчина еврейской национальности".
Автор так сформулировал для себя проблематику книги: "Почему евреи, составляющие всего одну четырехсотую часть населения земного шара, всегда находятся в центре внимания? Почему все беды привычно списывают на евреев? С другой стороны, почему этот небольшой народ (вспомним хазар - где они?) сохранил свой язык, свою культуру и, главное, свою веру, вот эту духовность, которая поднимает его на такую высоту?" Он по-своему раскрывает секрет еврейской "богоизбранности": "как Бог послал Сына Своего пострадать за грехи человечества - так и народ Свой послал пострадать". Впрочем, высокодуховные иудеи Литвинова не чета ловким евреям его друга Леонида Петровича Тихомирова, заслуженного художника России. Это уже совсем другая, а именно "самая умная нация на земле". Думаете, художник похвалил евреев? Нет, изящно подтрунил: "Ум - короткий путь к достижению земных целей, а земная цель - это деньги и слава. У евреев все деньги мира - они самые умные".
Что бы ни говорил Литвинов, герой его книги больше похож на "умного" еврея, чем на высокодуховного. Самсон Ней в 24 года эмигрировал из СССР в Америку с женой и ребенком на руках. За двадцать лет достиг колоссальных успехов в бизнесе. Самсон падок на женщин, сам признается, что не понимает стихов ("Я ведь человек практический, бизнесом занимаюсь"), да и проблемы Нея приобщают его не к американским евреям, а скорее к "новым русским": молодая жена изменила, враги шантажируют видеозаписями любовных похождений и т.д.
И этот обобщенно-деловой, совсем не мистический иудейский образ Литвинов попытался одеть в библейский колорит. Мол, Самсон "глубоко прочувствовал само понятие веры" и понял, что, "следуя заповедям, мы можем добиться очень многого" - уж не успехов ли в бизнесе? Сложилось ли это гармоничное объединение нравственности и ловкости в одном лице - решать читателю.
Литвинов назвал себя человеком "старорежимным", то есть старомодным. Его аудитория - любители так называемой добротной прозы, идейной, многостраничной, нравственной. На презентации его творчество не раз противопоставляли бульварному чтиву. Литвинов же, по-моему, переоценивает значение морали в книге, как слова - в других видах искусства ("Литература - основа всего искусства: живописи, музыки, архитектуры. Прежде всего всякую идею нужно выразить в слове"). В скором времени Литвинов готовится предстать в новом звании - поэта. Получится ли у него от привычной сферы прозы, приспособленной для идей и мнений, перейти к поэзии, области музыки и образности?