"Мир, труд, май" - отныне этот лозунг текущего месяца полностью воплощен в праздничных событиях. К Первому мая как Дню труда и Дню Победы как символу мира прибавилась майская неделя поэзии как символ собственно мая. Открытие нового фестиваля под названием "Майская поэтическая опера" состоялось 24 числа в Рахманиновском зале Московской консерватории. Вечер вела Татьяна Райт, главный организатор фестиваля и артдиректор клуба "Консерва", в котором пройдет большинство поэтических встреч.
Цель фестиваля, по словам Татьяны Райт, - это "время от времени собирать поэтов, разбитых на кланы", причем собирать "вне кулуарности, чтобы это был живой процесс". Однако предполагаемая аудитория фестиваля не сводится к членам поэтической общественности, а стремится расшириться до общественности как таковой. Об этом, в частности, говорит неофициальный, заигрывающий тон программы-обращения: "Вы попали на "Майскую поэтическую оперу"! Поздравляю, вы действительно попали! Сейчас вас будут терзать и мучить┘ СТИХАМИ... Надеемся, это то, что вам нужно. Именно для этого мы и заварили всю эту кашу". Впрочем, сами поэты не стихами едиными живы, и в рамках фестиваля будут выбраны по три победителя в каждой из трех номинаций, которые получат денежное вознаграждение за свое искусство (размер премии - 1000 долларов).
"Наши премии звучат не литературно и не филологично", - подчеркнула Татьяна Райт. И если появление номинаций "Новый лирический герой" и "Лучшая любовная лирика" еще можно было предугадать, то номинация "Патриотизм - прибежище не для негодяев" - это действительно сюрприз в наше время, когда русские вообще поглощены жестокой самоиронией, а русские писатели, в частности, всякую идейность в художественном произведении воспринимают как идеологическое рабство.
Легкость, открытость в сочетании с неторопливо-стройной организацией - вот чем приятно удивил первый же вечер фестиваля. Атмосфера равенства и братства: мы собрались не ради собственного тщеславия, а для удовольствия мира и друг друга. Зритель может не только познакомиться со стихами разных стилей и настроений, но и сделать любопытные умозаключения об их авторах: благодаря многочисленности участников (26 номинантов) особенно заметна индивидуальная манера одеваться, обращаться к залу, читать, размахивать руками и комкать тетрадь. Эпиграфом к фестивалю стало стихотворение Дмитрия Быкова о поэтах-"стрекозлах" ("а мы, негодные к работе и борьбе┘"), обращенное к тем муравьиным душам, которые заявили бы о бесполезности сего поэтического собрания. Подмигивающая интонация Быкова, который небрежно, обеими руками отмахивался от каждой произнесенной строки, контрастировала с сосредоточенным, через очки чтением Санджара Янышева, бережно согнувшегося над тетрадью. На фоне серьезных мужчин в заправленных голубых рубашках мальчиком резвым предстал Дмитрий Воденников, прелестный и драматичный, как его "одуванчики в крови". Он чувствовал, что кудри его достойны звания "Нового лирического героя", и заранее увековечил свой образ: "Я был в ослепительных джинсах, в густой ярко-синей рубашке". Александр Самарцев решил осадить Дмитрия прозрачной аллюзией на грубый народный юмор: "Здравствуй, Воденников, новый год! Шел бы ты в новую искренность!" Выступали и Вера Павлова, с сюжетами женского бытия и нежной философией, и Светлана Максимова с модным смешением культурных знаков (в костюме "от Версаче, ногой попирая Китеж, иди по воде, иди"), хрипловато завлекал голос Полины Ивановой, тяжело блестела пышная платьевая красота "Испанских писем" Олеси Николаевой. Читали Андрей Тавров, Ян Шанли, Мария Степанова, Яна Токарева, Виктор Куллэ и другие.