- Владимир Федорович, расскажите, пожалуйста, с чего все началось? Как появился ваш журнал и какую роль он должен был сыграть в атеистической пропаганде?
- Журнал был создан 45 лет назад постановлением ЦК КПСС в связи с громкими обещаниями Никиты Хрущева на партийном съезде через двадцать лет показать по телевизору последнего попа. "Наука и религия" должна была стать одним из средств реализации этой бредовой идеи - искоренить религию с помощью атеистической пропаганды.
Издание предназначалось специально для этой цели. Мы были включены в общую политическую концепцию - построение коммунизма, при наступлении которого религии уже не было бы места. Поэтому наш журнал пользовался всесторонней поддержкой партийных органов, ему организовывали массовую подписку и распространение.
- Значит ли это, что после наступления коммунизма журнал "Наука и религия", выполнив свою "просветительскую" функцию, перестал бы существовать?
- В известном смысле. Но, возможно, он получил бы какой-то другой импульс развития. Предположим, он писал бы не о религии, а о духовном развитии... Но коммунизм не наступил, а религия осталась, вместе с ней и наш журнал.
- Кто курировал работу журнала во времена Советского Союза? Кому он подчинялся, с кем сотрудничал?
- Непосредственного подчинения не было. Издателем нашего журнала тогда выступало общество "Знание". Это вполне соответствовало концепции, под которую и создавался журнал. Общество "Знание" - просветительская организация, и, следовательно, наше издание должно было заниматься атеистическим просвещением и воспитанием.
- Справлялся ли журнал с поставленными обществом "Знание" пропагандистскими задачами?
- Я считаю, что с задачами, которые возлагались на журнал, редакция вполне справлялась. Отмечу, что авторы "Науки и религии" были вынуждены писать в специфическом "просветительском" ключе. Но, несмотря ни на что, в журнале всегда было много талантливых и порядочных людей.
Были такие эпизоды, когда корреспондент "Науки и религии" уезжал в командировку для написания очередного "разоблачительного" материала, но вернувшись, писал статью не против, а в защиту верующих. Гуманистический заряд в журнале был всегда. К примеру, автор мог вступиться в защиту священника, которого несправедливо обидело церковное начальство. В редакции работали честные и принципиальные люди, часто их личные качества входили в противоречие с предназначением журнала.
- Почему журнал был так назван - "Наука и религия"? Чья это была идея?
- Честно говоря, не знаю. Скажу вам, что наш журнал в своем названии несет несколько смыслов. Один из них - наука против религии, другой - наука за религию, третий - наука и религия - их соотношение. Изначально, конечно, первое слово в названии противопоставлялось второму. Но всегда его предназначением было просвещение. Теперь в возрождении России заинтересована и наука, и религия. Но и атеизм остается до сих пор, а эти люди также имеют право на свои убеждения. Мы религиоведческий журнал, в котором успешно сочетаются наука и религия.
- Известно, что в 80-е годы журнал "Наука и религия" был одним из самых популярных в стране. Его выписывали и читали миллионы советских граждан. Чем вы можете объяснить эту популярность журнала, призванного способствовать атеистическому воспитанию?
- Когда журнал публиковал критические материалы о религии, то в них все равно был очень большой задел позитивного знания о религии. Более того, ко мне приходили письма от читателей, в которых они признавались, что после прочтения нашего журнала они становились верующими. Скажу вам, что часто статьи нашего журнала были единственным источником знания о религии.
Через наш рассказ о религиозных традициях, через научный анализ доктрин разных религий читатель узнавал об истории Русской Православной Церкви, о мире ислама или буддизма. Можно сказать, что если откинуть атеистическую конъюнктуру нашего журнала, то он был одним из немногих источников знания о религии. Кроме того, нельзя забывать, что у нас публиковались ведущие советские специалисты по религии - историки, социологи, философы. В их числе можно упомянуть Шахновича, Крывелева, Клибанова, Митрохина.
- Как журнал пережил эпоху перехода от "воинствующего атеизма" к демократизации государственно-конфессиональных отношений?
- Для нас в годы горбачевской перестройки стала складываться принципиально новая ситуация. В этот период начался резкий рост тиража. От 250 тыс. экземпляров журнал уверенно двинулся к миллионной планке. К сожалению, подъем журнала оборвал финансово-экономический кризис 1992 года. В этот период многие из наших коллег по перу отошли от журнала. Но мы уважаем их право на атеистические убеждения и помним все хорошее, что они делали для журнала.
В 1985 году наш журнал одним из первых выступил инициатором разработки закона о свободе совести. Мы подняли эту проблему еще до того, как Горбачев заявил о необходимости создания религиозного законодательства в стране. За эту деятельность нас тогда неоднократно корили высшие инстанции.
- Поменялась ли специфика публикуемых материалов в связи с изменением отношения к религии в СССР? В связи с изменением "религиозных интересов" читателей?
- Да, конечно. Наш журнал был подвержен тем изменениям, которые происходили в самом обществе. Он всегда старался отвечать духовным запросам наших читателей. Отмечу, что нынешнее общественное сознание обращено к мистицизму. Это связано прежде всего с тем, что рационально многие вещи объяснить просто нельзя.
- Что сегодня происходит в редакции "Наука и религия"? Испытываете ли вы идейные или материальные трудности?
- Сейчас нам живется "морально" гораздо легче, чем раньше, но при этом материально намного труднее. Мы почти из руин восстановили данное нам в аренду помещение редакции. К счастью, у нас много талантливых авторов. Конечно, хотелось бы, чтобы в журнале было больше цветных иллюстраций, чтобы бумага была получше. Но на все это нужны деньги. А мы по-прежнему живем только за счет средств, получаемых от подписчиков. Журнал в розницу не продается.
- Как вы считаете, с чем связано падение интереса среди читателей к единственному популярному в стране журналу о религии?
- Он упал по той же причине, почему упал интерес к таким известным журналам, как "Иностранная литература" или "Новый мир". Это объяснятся также еще и тем, что появилось целое море конфессиональной литературы.
- Какую основную задачу вы ставите перед журналом на сегодняшний день?
- Наша посильная задача - способствовать духовному возрождению России.