- Ваше Преосвященство, расскажите, пожалуйста, что значит Собор в жизни Русской Православной Церкви?
- Русская Православная Церковь проводит Архиерейский Собор каждые четыре года. В нем принимают участие практически все архиереи Московского Патриархата. Они должны представить отчеты о жизни Церкви за эти четыре года: деятельности Патриарха, Священного Синода, представителей епископата, ответственных за те или иные направления работы церковных учреждений. В повестку дня Собора обычно вносятся самые острые и дискуссионные вопросы.
Внутренняя церковная жизнь включает в себя целый ряд сложных проблем. Надеюсь, что их обсуждение будет конструктивным. Заседания Собора носят закрытый характер, поэтому все детали обсуждений некоторых проблем обнародованию не подлежат. Но вместе с тем все итоговые документы и постановления Собора будут опубликованы для того, чтобы представители Церкви, а также все люди, интересующиеся церковной жизнью, могли с ними познакомиться.
- Что можно ожидать от нынешнего Архиерейского Собора? Будет ли он по своему значению сопоставим с Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года?
- Программа Архиерейского Собора известна и не составляет никакой тайны. Напомню, соборность - это основной принцип церковной жизни. Русская Православная Церковь регулярно собирает Архиерейские Соборы для того, чтобы сообща обсуждать накопившиеся проблемы и наиболее важные и злободневные вопросы. Архиерейский Собор как раз и призван выработать пути решения задач, которые встали перед Русской Православной Церковью на данный момент.
Можно ли сравнивать этот Собор по своей значимости с Юбилейным Собором 2000 года, сказать сложно. С одной стороны, это был Собор, который принял решения, ставшие для Церкви эпохальными. Это и Основы социальной концепции, и Устав РПЦ, и целый ряд других не менее важных документов. С другой стороны, нельзя сказать, что назревшие проблемы, которые стоят перед нынешним Архиерейским Собором, являются в чем-то менее значительными для Русской Православной Церкви, чем те, которые решались четыре года назад.
- Какие проблемы, обсуждаемые нынешним Архиерейским Собором, можно назвать наиболее значимыми для Церкви в настоящее время?
- Для Церкви все вопросы, поставленные на повестку Архиерейского Собора, являются важными. Они все имеют значение, включая даже самые, казалось бы, с первого взгляда незначительные.
Если говорить об особых проблемах, которым будет отчасти посвящен Архиерейский Собор, то они прежде всего касаются создания церковного суда, а также путей воссоединения с Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ). Отмечу, что о проблемах церковного суда говорилось еще на Юбилейном Архиерейском Соборе. Эти темы для обсуждения действительно представляют для Церкви и общества особый интерес.
Однако я бы не сказал, что эти вопросы являются ключевыми для Собора. Для РПЦ принципиальными являются все вопросы жизни Церкви. На Соборе подводятся итоги деятельности Церкви, накопившиеся за четыре года, решаются актуальные проблемы, планируются новые задачи. На этом форуме утверждаются некоторые принципиальные решения, принятые Священным Синодом РПЦ. Кроме того, на Соборе будут решаться и вопросы, поднятые непосредственно во время его работы.
- Собор - это мероприятие, которое готовится заранее и вполне естественно, что оно проходит по определенному регламенту. В какой же мере тогда на нем проявляется дух свободы?
- Бесспорно, Архиерейский Собор, с одной стороны, является мероприятием заранее подготовленным, но вместе с тем духом Собора, как и самой Церкви, является дух свободы.
Не зря говорится, что там, где Дух Господень, там свобода, поэтому работа Собора рассчитана на свободную дискуссию, на общее обсуждение. Я надеюсь, что такое творческое обсуждение непременно произойдет, и мы станет свидетелями эпохальных событий для РПЦ.
- Московский Патриархат иногда обвиняют в том, что подготовка к Собору ведется в обстановке секретности и что при решении важных вопросов нет общеправославной дискуссии. Так ли это?
- Я позволю себе не согласиться с этим. Дело в том, что задача Архиерейского Собора состоит в том, чтобы сформулировать те проблемы, которые накопились внутри Церкви, в обществе, и вынести их на общеправославное обсуждение. В Соборе принимают участие только архиереи РПЦ. Они являются архипастырями и представителями Церкви на местах.
В этой связи мне бы хотелось напомнить слова священномученика Игнатия Богоносца: "Там, где епископ, там и Церковь". У Церкви есть свои традиции, принципы и каноны. Однако многие пытаются смотреть на Церковь через призму современных либеральных стандартов. Архиерейские Соборы являются как раз той нормой церковной жизни, которая существует неизменно на протяжении уже двух тысячелетий. У Церкви существует свой стандарт, и я считаю неуместным, когда Церкви пытаются навязывать какой-то особый стиль или форму обсуждения богословских или канонических проблем.
- В своем докладе Патриарх Алексий II коснулся проблемы терроризма и религиозного экстремизма. Будут ли эти темы обсуждаться на Соборе?
- Безусловно. И я бы даже сказал, что РПЦ в очередной раз подтвердила верность той позиции, которую она неизменно занимает. Решение проблемы безопасности заключается не в том, чтобы мы окружили себя забором или вооруженными милиционерами. Суть вопроса прежде всего в формировании такого общества, в котором человек был бы просто не способен поступать так, как поступили в Беслане те существа, которых и людьми трудно назвать. В очередной раз эти события подтвердили тревогу РПЦ.
Необходимо систематическое духовное воспитание нашего общества. Для этого ему надо прививать нормы, основанные на тысячелетней духовной традиции православия, которая выпестовала русский народ. События в Северной Осетии подтвердили необходимость усиления активности Русской Православной Церкви в области духовного просвещения наших соотечественников.