- Владимир Юрьевич, чем, на ваш взгляд, грозит использование национально-религиозного фактора в политических целях?
- Как правило, национально-религиозный фактор используется для получения лишних голосов избирателей. Исходя из предполагаемой численности избирателей по национально-религиозному признаку агитационные призывы адресуются конкретно взятой этнической группе или конфессии.
Не стоит и говорить, что это совершенно противоречит духу межнационального и межконфессионального сотрудничества, традиционно присущему Российской Федерации. Такие действия всегда чреваты противопоставлением одной этнической группы или конфессии другой. Однако должен заметить, что политики, разыгрывающие национально-религиозную карту, как правило, терпят поражение.
- Вам известны случаи эксплуатации религиозного фактора в ходе нынешней предвыборной кампании?
- Определенные попытки использовать религию в ходе нынешней предвыборной кампании есть. Скажем, в одном субъекте РФ активно муссируется тема о том, что в ходе переписи населения не была учтена одна из религиозно-этнических групп. Есть и другие примеры использования национально-религиозного фактора в политических целях. Некоторые политтехнологи примеряются к этой теме. Впрочем, они зря рассчитывают, что это обеспечит победу на выборах их кандидатам. Зато они создадут для общества серьезные проблемы, с которыми разобраться будет очень сложно.
- Могут ли религиозные лидеры оказывать серьезное влияние на политические предпочтения электората?
- Определенное число верующих внимательно прислушиваются к позиции духовных лидеров. Поэтому религиозных деятелей часто пытаются привлечь к участию в предвыборных кампаниях. Недавно Минюст отказался регистрировать один общественно-политический блок, поскольку была попытка включить в состав этого блока одну из национально-культурных автономий. Дело в том, что религиозные и национальные организации не могут участвовать в политических блоках или в предвыборной агитации.
- А в каких случаях действия духовного лидера могут быть квалифицированы как предвыборная агитация?
- Если он прямо призывает голосовать за того или иного кандидата или является его доверенным лицом. Все это прописано в законах. Правда, в них говорится о достаточно общих случаях, а люди, как известно, изобретательны.
Вообще в последнее время наблюдается усиление политической активности некоторых религиозных объединений. Это говорит о том, что роль религии в обществе постепенно возрастает. По данным социологических исследований, от 43 до 57% граждан нашей страны являются верующими. Поэтому многие политики не могут удержаться от искушения использовать религию в своих целях.
- Как реагирует на попытки политической эксплуатации религиозного фактора государственная власть?
- Органы государственной власти стараются пресекать любые попытки политического использования национально-религиозного фактора. Должен сказать, что правоохранительные органы и прокуратура, особенно после принятия Закона "О противодействии экстремистской деятельности", активизировали работу в этом направлении.
Например, Минюст в декабре прошлого года вынес предупреждение Национально-державной партии России в связи с интервью сопредседателя этой организации, в котором содержались призывы к ущемлению конституционных прав граждан. В апреле нынешнего года прокуратура Республики Башкортостан вынесла предупреждение главе Центрального духовного управления мусульман России Талгату Таджуддину о недопустимости осуществления экстремистской деятельности в связи с его призывами к джихаду против США, прозвучавшими на митинге против войны в Ираке.
Конечно же, необходимо совершенствовать законодательство в плане профилактики попыток политизации религии. В первую очередь речь идет о Законе "О свободе совести и о религиозных объединениях", принятом в 1997 году. С тех пор многое изменилось, поэтому в данный закон необходимо внести некоторые уточнения.