ЕСЛИ идти по Новосущевскому переулку по направлению к центру, миитовский комплекс вскоре сменяется бесконечной скучной стеной автобусного парка справа, а слева завершается уже совершенно безобразного вида трущобным строением. Сердце москвича не исполнится здесь теплоты и гордости за свой город. Скорей уж скажет он, с сокрушением обозрев унылую картину: "Скучно жить на этом свете, господа!" Между тем трущобный дом боком и спиной выходит в ухоженный дворик с радующим глаз зданием синагоги - подчеркнуто камерным рядом с высящимся за ним Московским еврейским общинным центром. Теперь в этот комплекс войдет и дом, который должен быть совершенно преображен реконструкцией. Это предстоящее строительство - наглядное выражение очевидной истины: чем лучше национально-религиозным общинам Москвы, тем лучше и городу в целом. Видеоэкология города изменится, и всех москвичей можно с этим поздравить.
Первого ноября здесь состоялась закладка первого камня благотворительного комплекса "Хесед Авраам". Переводится это название как "Милосердие Авраама". Согласно еврейской традиции, праотец Авраам был наделен множеством превосходных качеств, но одним из ведущих было именно милосердие. Он стал архетипом милосердия и одновременно действенным призывом к нему. Название комплекса имеет и еще одну проекцию: финансирование взял на себя цюрихский бизнесмен Авраам Гаст - постоянный спонсор многих проектов Московского общинного центра, так что речь тут идет и о его милосердии. Существует миф о несметном еврейском богатстве, и действительно, среди евреев есть богатые и даже очень богатые люди, но есть много бедных, нуждающихся в помощи людей, главным образов стариков. Благотворительный комплекс станет центром помощи нуждающимся, он будет включать в себя бесплатную столовую, службу медицинской помощи, патронажную службу, службу подготовки социальных работников; здесь будет распределяться материальная помощь. Закладка первого камня стала настоящим праздником. Большое стечение народа, оркестр, трибуна на улице. Конечно, солнышко украсило бы церемонию, но ноябрь подарил не солнце, а мелкий холодный дождик и ранние сумерки.
У Честертона есть эссе о достоинствах серого цвета. Серый цвет хорош тем (говорит Честертон), что на его фоне хорошо видно золото. Праздник на Новосущевской улице был неплохой иллюстрацией к этой мысли. Из Израиля приехала представительная делегация, возглавляемая главным раввином Израиля Исраэлем Меиром Лау. В церемонии принимал участие временный поверенный в делах Государства Израиль в России Абрахам Бенджамин, глава Еврейского агентства в России Алла Леви, глава московского представительства Джойнт Джоель Головенский. Замечательно, что всех этих людей собрала здесь и объединила идея милосердия. Звучало много речей. Это были теплые слова, лишенные какого бы то ни было протокольного характера. Среди прочего была рассказана одна старая байка. Бедный говорит богатому: "Послушай, что ты беспокоишься о моей душе и о своем животе?! Подумай лучше о своей душе и о моем животе!" Пел детский хор - пение детей способствует успеху всякого начинания. Московские дети пели на иврите - израильские гости умиленно вторили им. Как всегда, прекрасно пела Хасидская капелла - непременный участник всех мероприятий Московского еврейского общинного центра.
Главного раввина Израиля ждала в этот вечер еще одна церемония. Опорожнив лопату с цементом в опалубку и бросив туда кусок застывшего бетона ("камень"), он поспешил в Еврейский педагогический колледж "Махон Хая Мушка", где выступил на подписании соглашения между этим московским учебным заведением и университетом Бар-Илана (Израиль). Особенность "Махона" заключается в том, что наряду c учебными циклами, сгруппированными вокруг экономики и иностранных языков, девушки получают серьезное еврейское религиозное образование. Сочетание светского и религиозного образования - главная концепция Бар-Илана, одного из лучших университетов Израиля, так что ему естественно было "удочерить" "Хаю Мушку". Теперь отношения между двумя этими учебными заведениями стали на формальные рельсы. Бар-Илан признает диплом "Махона" и дает возможность его выпускницам бесплатно продолжить образование в стенах Бар-Илана. На церемонии присутствовало руководство Бар-Иланского университета, включая его президента Моше Кавэ и ректора Иегуды Фридлендера. Профессор Фридлендер побывал в СНГ семь лет назад и испытал тогда подлинный шок: еврейского образования как системы вообще не существовало, общее невежество казалось тотальным. "Изменения, которые произошли за это время, - говорит он, - просто потрясают!"