Вместе с подарком на именины премьер преподнес Патриарху 24 мая распоряжения о передаче нескольких объектов недвижимости Церкви.
Фото www.patriarchia.ru
Процесс подготовки законопроекта о передаче религиозным организациям памятников искусства и истории, который рассматривается в правительстве РФ, кажется, обретает сравнительно цивилизованные очертания. Согласно настойчивым заверениям создателей проекта – чиновников Роскомимущества и представителей РПЦ, в последней редакции документ стал разительно отличаться от первоначального варианта, ужаснувшего культурную общественность страны. По свидетельству представителей Московского Патриархата, даже в неоконченном еще виде проект сегодня не предусматривает передачи в собственность Церкви экспонатов музейных коллекций и речь идет лишь об объектах недвижимости, в число которых не входят памятники, занесенные в список ЮНЕСКО.
В ближайшее время ожидается передача законопроекта для рассмотрения в профильных комитетах Государственной Думы, в заседаниях по меньшей мере одного из которых будут принимать участие специалисты музейного сообщества. Тогда станет окончательно ясно, что представляет собой предлагаемый депутатам проект, так как до настоящего времени доступ к его обсуждению имеют только чиновники и представители РПЦ.
Тем временем фактическая передача памятников Церкви уже происходит. Правительство продолжает исправно выносить распоряжения о передаче РПЦ новых объектов – памятников культуры, в том числе тех, которые не имеют отношения к православию. Подобное произошло буквально на днях в Калининградской области, где благодаря подписанному Владимиром Путиным распоряжению правительства местная епархия РПЦ к шести полученным за 2010 год лютеранским кирхам сумела добавить еще два орденских храма XIV и XV веков.
Заметная активность проявляется и религиозными организациями, требующими передать им объекты культурного наследия для использования в богослужебных целях. Согласно официальному сообщению Росимущества, количество таких обращений, апеллирующих к постановлению правительства от 30 июня 2001 года № 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения», существенно выросло именно в последние месяцы. По данным ведомства, «если за весь период 2009 года в Росимущество поступило 72 обращения, то с января по май 2010 года зарегистрировано уже 68 обращений». При этом 26 из них касаются передачи в безвозмездное бессрочное пользование и 42 – передачи объектов в собственность религиозных организаций.
Интересно, что начало активизации этого процесса по времени совпало с встречей премьер-министра с Патриархом Кириллом в январе и внезапным появлением после этой встречи законопроекта, подвергшегося критике со стороны специалистов. Впрочем, такая синхронность объяснима, так как РПЦ занималась подготовкой проекта семь лет, а неразбериха кризиса представляет оптимальный момент для легитимации давних усилий. Однако, несмотря на покровительство со стороны власти, само качество представляемого в Думу документа вызывает много вопросов, даже учитывая исключение пункта о движимых ценностях.
«Была проведена тщательная экспертиза этого закона, и выявлено много противоречий, – заявила, в частности, на слушаниях в Общественной палате РФ 17 мая профессор МГУ Елена Лукьянова. – В нынешнем виде его нельзя принимать. Такое правовое регулирование не соответствует потребностям общества. Надо учесть и то, что, к сожалению, наше законодательство создает огромное число коллизий. Люди не знают и не понимают, на основании чего появляются те или иные решения. Данный закон касается такой тонкой сферы, как отношения между светским государством и Церковью. По существу, мы только начали диалог, и вот уже конфликт. Куда мы так торопимся? Закон реально ограничивает доступ к национальному достоянию представителей разных конфессий, включая атеистов, которые тоже граждане нашей страны. Это не значит, что надо вообще отказаться от процесса возврата ценностей. Но, возможно, делать это необходимо, когда появятся неединичные примеры ответственного хранения Церковью этих предметов и все мы научимся сотрудничать. Тогда понадобится и закон».
По мнению экспертов музейного сообщества, в ситуации с памятниками истории и культуры главное сегодня – даже не в деталях текста законопроекта, которые посредством экспертиз, в дискуссиях, в суде наконец можно приводить в соответствие с законодательством. Основную угрозу представляют собой опасные идеологические эксперименты, предпринятые властью и религиозными организациями. «Если до недавнего времени мы неукоснительно исходили из того, что живем в светском государстве в условиях гражданского общества, то теперь нам предлагается принципиально иная идеология, – говорит замдиректора Государственного института искусствознания Лев Лифшиц. – До того основным приоритетом была национальная и общенациональная культура, а ныне ее предполагается заменить на конфессиональную. Одно из главных достижений культурной цивилизации – светское общество, в котором сформировалось понятие свободы совести и вероисповедания. Но нам предлагают отказаться от этого путем введения конфессионального регламента».