0
760
Газета События Интернет-версия

23.12.2005 00:00:00

Изъята из частной коллекции

Тэги: семирадский, живопись, ограбление


Картина «Утром на рынок» кисти знаменитого живописца XIX века Генриха Семирадского каталожной стоимостью около 400 тыс. долл., считавшаяся с сентября этого года пропавшей из запасников Таганрогского художественного музея и объявленная в розыск, обнаружена в Москве.

Как сообщил корреспонденту «НГ» начальник управления по сохранению культурных ценностей Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Виктор Петраков, художественное произведение было найдено благодаря антикварам, членам Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров. Увидев в начале декабря в одном из журналов объявление о пропаже картины, они сообщили, что в 2001 году произведение прошло через их руки и было продано за 160 тыс. долл. человеку, не являющемуся коллекционером, но интересующемуся искусством и пожелавшему украсить интерьер своего дома этим произведением. Тогда антиквары не знали, что произведение может находиться в розыске, поскольку еще даже в Таганрогском художественном музее не было известно о пропаже. В последний раз картину, которая не выставлялась в экспозиции, видели в 1998 году, когда один из искусствоведов составлял каталог экспонатов. В связи с этим крайне трудно установить год, когда было похищено это полотно.

С помощью тех же антикваров удалось найти человека, который приобрел картину, по всей вероятности, после ее похищения из музея. По словам этого человека, не зная о том, что это полотно Семирадского, он купил его на Вернисаже весной 2001 года. Картина была без подрамника, небрежно свернута и продавалась среди массы разных вещей за несколько сотен долларов. Не поинтересовавшись и впоследствии, что же это за полотно, новый владелец решил отдать его на реставрацию для придания товарного вида, а затем уже совершил сделку с упомянутыми антикварами. Такую версию он рассказал следствию.

В результате первоначальный вид картины пострадал и вначале даже было сложно определить, подлинник это или все-таки авторское повторение. Но эксперты нашли несколько доказательств подлинности картины. Например, при реставрации мастер убрал сандалии у мальчика, сидящего под деревом, но при этом не удалил их крохотные детали, например, ремешки между пальцами.

По словам Виктора Петракова, кроме всего прочего картина была покрыта толстым слоем лака. Для проведения дальнейшей экспертизы в интересах следствия дано разрешение взять пробы краски через этот слой. В будущем, когда картину доверят рукам опытных реставраторов, этот слой, вероятно, будет удален. Реставраторам придется немало поработать, чтобы максимально приблизить картину к тому первоначальному виду, который замышлялся автором. Как утверждает Виктор Петраков, из-за того, что картина побывала в различных переделках, ее ценность и стоимость не должны быть снижены. Тем более что сейчас растет интерес к работам Семирадского. По его словам, картина нашлась благодаря тому, что сработала система оповещения о кражах, созданная Российской национальной службой по сохранению культурных ценностей, а также стремлению к созданию цивилизованного антикварного сообщества в России и действующему в его рамках кодексу чести антикваров.

После завершения всех следственных мероприятий полотно «Утром на рынок» должно вернуться обратно в таганрогскую галерею.

Подробности милицейской операции по поиску полотна пока не разглашаются. Сообщается только, что была проведена большая разыскная работа. Однако, если верить источнику в правоохранительных органах, картина Генриха Семирадского несколько лет назад была вывезена за границу, где она неоднократно выставлялась на выставках. Об этом свидетельствуют и печати на ее обратной стороне.

О загадочном исчезновении картины Семирадского стало известно благодаря тому, что одно Санкт-Петербургское издательство решило выпустить каталог, посвященный работам художника Генриха Семирадского и обратилось в Таганрогский музей. Специалисты не смогли найти работу с инвентарным номером ИС-1120, КП-4939 – полотно размером 76 на 122 см было вынуто из рамы.

Известно, что картина была написана учеником Карла Брюллова – Семирадским в 1890 году. В течение многих лет она принадлежала певице Лидии Руслановой, которая интересовалась искусством и собирала различные коллекции. После смерти Руслановой картину приобрел Таганрогский художественный музей. Это была единственная законченная работа художника, которая находилась на территории Ростовской области (в Ростовском музее изобразительных искусств хранится только небольшой набросок).

По данному факту было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 164 УК РФ (хищение предметов, имеющих особую ценность). Информацию о том, кто изначально и когда похитил картину, следствие пока не сообщает, поскольку данные обстоятельства еще выясняются. Сразу после пропажи картины следователи сообщали, что скорее всего к похищению причастен кто-то из работников музея. Дело в том, что существующие правила охраны фонда практически исключали хищение полотна чужими людьми. Само здание музея, в котором хранится более шести тысяч экспонатов, оборудовано современной, надежной сигнализацией, а за все эти годы в милицию не поступало ни одного заявления о взломе хранилища музея или о пропаже каких-либо ценностей.

Тот факт, что похищенную картину удалось найти, по мнению начальника Таганрогского УВД Сергея Дралкина, можно расценивать как большую удачу – обычно произведения искусства, имеющие такую ценность, не возвращаются.

 

Ростов-на-Дону


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
525
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
539
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
429
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
277

Другие новости