Военная прокуратура Московского военного округа расследует уголовное дело в отношении одного из военнослужащих части внутренних войск, откуда в среду бежал с оружием в руках рядовой Николай Гомелев. Дело возбуждено по ч. 3 ст. 335 УК РФ (нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими). По данным военных социологов, именно эта причина толкает на побег как минимум четырех из десяти солдат, решающихся самовольно оставить части, причем 80% из них – бойцы первого полугода службы.
Николай Гомелев, служащий в воинской части № 43426 (расположена на улице Королева в подмосковном Сергиевом Посаде) сорвался в бега из караула, унеся с собой свое оружие – автомат Калашникова. Как сообщил Интерфаксу официальный представитель прокуратуры МВО, покинув часть, Гомелев, угрожая оружием, высадил водителя «Москвича-2140» из машины и на этом автомобиле направился в сторону Москвы. Несколько часов спустя беглеца задержали в Мытищинском районе Подмосковья. По словам представителя прокуратуры, при задержании он не оказал сопротивления и спокойно отдал оружие.
На следующий день военная прокуратура возбудила уголовное дело в отношении сослуживца Николая Гомелева – рядового той же части Андрея Чистякова. По предварительным данным следствия, именно с его стороны были допущены неуставные отношения, толкнувшие Гомелева на побег. В этой связи в прокуратуре не исключили, что «решение об ответственности Гомелева с учетом изложенных обстоятельств будет принято в ходе следствия». В настоящее время в воинской части, из которой накануне дезертировал солдат, проводится прокурорская проверка исполнения командованием требований законодательства об обеспечении безопасных условий службы, подчеркнули в военной прокуратуре МВО.
Попытка корреспондента «НГ» узнать официально установленное число солдат, бежавших из-за неуставных отношений, не увенчалась успехом. Представители Минобороны отказались предоставить такие данные. Впрочем, по словам ответственного секретаря Союза комитетов солдатских матерей России Валентины Мельниковой, «такой статистики просто-напросто не существует». «Наша контора фиксирует только солдат, которые легализовались, обратившись к нам, – заявила Мельникова корреспонденту «НГ». – В наши комитеты обращаются приблизительно около 20 000 человек в год. Главная военная прокуратура фиксирует возбужденные уголовные дела по таким происшествиям. Но все это абсолютно неточные цифры: на деле, к сожалению, они гораздо значительнее».
Как пояснила Мельникова, «если командир части, как положено, на 11-й день сообщает в военную прокуратуру о сбежавшем солдате, тогда галочка ставится. Как правило, о 80% сбежавших не сообщают, дело не заводится, и никто его не ищет, а лишь долго телеграфируют семьям, что, мол, ваш сын дезертир и вы обязаны его вернуть обратно. Есть солдаты, которых формально ищут еще с советских времен, но фактически ничего для этого не делается. Для данного преступления нет срока давности. Уголовное дело часто приостанавливается за отсутствием обвиняемого, и вследствие этого немало солдат находятся в бегах несколько лет».
Стоит отметить, что побег из части в последнее время стал самым распространенным способом обратить внимание органов военной юстиции на неуставные отношения. Самый громкий подобный случай в этом году произошел 6 апреля, когда военно-морскую часть в городе Ломоносове Ленинградского военного округа покинули сразу двенадцать матросов. Они обратились в военную прокуратуру ЛенВО с заявлением о том, что бежали из-за дедовщины. В результате расследования этот факт был подтвержден, были установлены конкретные лица, избивавшие беглецов. 13 июля Крондштатский гарнизонный суд приговорил обвиняемых в этом преступлении Виктора Федорова к одному году лишения свободы условно, а Ивана Арсакова – к 3 с половиной годам лишения свободы в колонии общего режима.
Из досье «НГ»
Небоевые потери Российской армии с начала 2005 года составили 347 человек. Как сообщили в Минобороны РФ, основной причиной гибели солдат является самоубийство: с начала года покончил с собой 101 военнослужащий. Кроме того, в январе–мае 2005 года восемь военнослужащих погибли из-за неуставных отношений. А по данным главного военного прокурора Александра Савенкова, в 2004 году в Российской армии совершено 250 самоубийств, и основной причиной суицидов была дедовщина.