Борьба за Михайловский ГОК, развернувшаяся в январе этого года, продолжается. Лес рубят – щепки летят. По уголовному делу, возбужденному на основании заявления новых владельцев ГОК, арестован председатель совета директоров «Универсального банка сбережений» Игорь Жлобицкий. Он обвиняется в «мошенничестве в особо крупных размерах». Однако на поверку, похоже, выходит, что Жлобицкий – тоже жертва мошенничества.
Как сообщала газета «Ведомости», в январе этого года предприниматели Алишер Усманов и Василий Анисимов за 1,65 млрд. долларов (более половины – 1 млрд. долларов, по данным «Известий», предоставила кипрская «дочка» Внешторгбанка – Русский коммерческий банк) приобрели у Бориса Иванишвили 97% акций Михайловского ГОКа. Успешному заключению сделки предшествовала несколько нервная атмосфера, созданная, по той же информации, арестом, наложенным на продаваемые акции по требованию некоего багамского офшора Colchecter Group Trading Corp.
Арест был наложен арбитражным судом Ростовской области в рамках судебного разбирательства между Colchecter Group и ООО «Терра-софт». Представитель Colchecter, некто Сорокин, на основании договора купли-продажи акций потребовал от ООО «Терра-софт» передать офшору те самые 97% акций Михайловского ГОКа. Арест продержался несколько дней, а затем, после выяснения, что акции не принадлежат ООО «Терра-софт», был снят. Сделка между Усмановым, Анисимовым и Иванишвили была заключена.
После этого, как следует из жалобы адвоката Жлобицкого г-на М.Крутера, Усманов и Анисимов написали в Московскую прокуратуру заявление «о попытке похитить у них акции ОАО «Михайловский ГОК». Прокуратура отнеслась к заявлению серьезно и, как писал «Коммерсант», возбудила уголовное дело по факту мошенничества (ст. 159 ч. 4 УК РФ).
Однако при расследовании выяснилось только, как писали те же СМИ, что Сорокин – никакой не Сорокин, а настоящий Сорокин давно потерял свой паспорт. Все документы, которые мнимый Сорокин представил в суд, – поддельные.
Единственным человеком, которого следователи нашли, оказался председатель Универсального банка сбережений Игорь Жлобицкий: в декабре прошлого года от имени банка он подписал с Сорокиным договор гарантии на сумму иска Colchecter Group к ООО «Терра-Софт» – 3,1 млн. рублей. Банкир являлся к следователю на допросы, предоставил все необходимые документы. А сам банк в это время подал в арбитраж иск о признании гарантии недействительной. Стало ясно, что «Сорокин» обманул банкиров так же, как и судей.
Однако так, видимо, думали не все. 2 марта Жлобицкого привлекли к делу в качестве обвиняемого. 3 марта суд вынес постановление об аресте банкира.
По словам адвоката Крутера, это решение суд вынес на основании информации о том, что Жлобицкий, мол, общался по мобильному телефону с лицами, организовавшими вышеуказанное преступление, и собирается уехать за границу. Решение было принято, несмотря на заверения, что банкир никуда не собирается уезжать от троих детей (один из них грудной), и на то, что он активно сотрудничал со следствием. А тот факт, что арест фактически остановил ежедневную работу банка, поскольку только Жлобицкий имеет право финансовой подписи, никого не обеспокоил.
17 марта состоится рассмотрение жалобы адвоката Крутера – он просит заменить меру пресечения на подписку о невыезде. Между тем Игорь Жлобицкий в тюрьме уже почти две недели, а непосредственные организаторы по-прежнему на свободе.