В последний день февраля в Архангельске прошла «громкая» пресс-конференция с участием бывшего гендиректора Мурманского тарного комбината (МТК) Николая Елькина и бывшего же работника Архангельского ЦБК Андрея Липилина. Обе эти структуры подконтрольны компании «Титан», за которой могут угадываться интересы депутата Государственной Думы Владимира Крупчака.
В ходе пресс-конференции выяснилось, что версии руководства «Титана» и его бывших сотрудников о причинах увольнения последних абсолютно различаются. Так, по сообщению информагентства «Русский Север», «из официального пресс-релиза, распространенного пресс-службой «Титана», следует, что Елькин освобожден от занимаемой должности за систематическое невыполнение производственных планов предприятия и неудовлетворительные финансовые результаты МТК по итогам 2004 года».
Однако Николай Елькин с такой постановкой вопроса категорически не согласен. В беседе с журналистами он заявил, что на последнем совещании, которое проходило в офисе «Титана» (кстати, под непосредственным руководством депутата Госдумы Владимира Крупчака, который по закону заниматься бизнесом не имеет права), последний «попытался возложить» на него «всю ответственность за ситуацию на МТК», переживающем не лучшие времена, и вообще, как считает его бывший подчиненный, вел себя неподобающим образом. «Меня обвинили в неэффективном менеджменте, повесив на меня все долги, – цитирует Елькина информагентство «Русский Север». – Ко всему прочему Крупчак стал угрожать мне физической расправой, и на мое заявление, что я не намерен терпеть подобные высказывания и ухожу от него, он крикнул мне, что я не выйду из его кабинета». После этого, как писала архангельская пресса, Елькин обратился в отдел по борьбе с организованной преступностью, где написал заявление по факту угроз в свой адрес.
По словам бывшего гендиректора МТК, нынешнее положение предприятия можно охарактеризовать как «предбанкротное». Вину за это Елькин возложил на «Титан», в котором вопрос о банкротстве мурманского комбината, по словам его экс-гендиректора, уже обсуждается. У уволенного руководителя создалось впечатление, писала «Правда Северо-Запада», «что «Титан» купил МТК только для того, чтобы обанкротить и устранить его с рынка как конкурента Архангельского ЦБК. Он считает, продолжает газета, что банкротство будет осуществляться таким образом, чтобы не отдавать долги кредиторам, среди которых, например, фигурирует Сбербанк.
«Никакой помощи» – так охарактеризовал Елькин политику «Титана» по отношению к МТК. «Комбинату требовалось решить две основные задачи: инвестиции в производство и кадровый вопрос». «Титан» не давал возможности решить ни одну из них, – заявил Елькин. – Я не мог действовать в этих вопросах самостоятельно, все подчинялось и согласовывалось с руководством группы».
В результате должность коммерческого директора МТК так и осталась вакантной, заявил Елькин. Что касается инвестиций, то «Титан», по утверждению Елькина, приведенному информагентствами, «не сделал никаких инвестиций в развитие производства», а покупать продукцию АЦБК приходилось через посредника – ОАО «Архбум», которое тоже входит в «Титан» и имеет эксклюзивные права на продажу произведенной архангельским предприятием целлюлозы.
В свою очередь, Андрей Липилин не угодил руководству тем, что решил организовать на Архангельском ЦБК независимый профсоюз. Со слов Липилина, приведенных, в частности, ИА «Русский Север», он начал создаваться в декабре 2004 года. Сразу после этого Липилин получил уведомление о сокращении его должности с 1 марта с.г. «в связи с уменьшением объема работы». «При этом начальство комбината постоянно сообщает об увеличении объема производимой продукции. Это явно не состыковывается с формулировкой моего увольнения», – считает Липилин.
По его словам, взяться за создание независимого профсоюза АЦБК его заставило то, что «трудящиеся комбината не доверяют руководству профсоюза существующего». Липилин заявил, что руководитель действующей профорганизации АЦБК Нина Кузнецова является «доверенным лицом» Крупчака. «Такой профлидер не может защищать интересы трудового коллектива», – считает Липилин.
Несмотря на санкции со стороны руководства, от мысли создать на предприятии независимую профсоюзную организацию Липилин не отказывается. По его словам, в настоящий момент все необходимые документы поданы в регистрационный орган, так что «независимый профсоюз скоро получит статус юридического лица».
На вопрос журналистов о том, существует ли давление на вновь создаваемую организацию, Липилин ответил положительно: «Люди боятся репрессий со стороны руководства, поэтому пока они вынуждены собираться на квартирах».
Стоит отметить, что накануне пресс-конференции архангельские СМИ получили из приемной депутата В.Крупчака любопытный пресс-релиз. В нем пресс-конференция объявлялась «провокацией», а независимый профсоюз – «несуществующим». Однако самым интересным для журналистов в данном документе оказалось не содержание, а форма. Пресс-релиз был выполнен на депутатском бланке В.Крупчака со всеми полагающимися реквизитами, а в качестве контактного лица в нем была указана пресс-секретарь Архангельского ЦБК Милена Авада. Но самое главное: депутат В.Крупчак обвинил организаторов пресс-конференции в попытках подорвать свою «деловую репутацию» и тем самым, выходит, объявил себя бизнесменом. И, вероятно, развеял иллюзии у тех, кто считал его политиком.