Европейский суд по правам человека отклонил протест российской стороны по делу Владимира Гусинского. Коллегия из пяти судей Большой палаты признала окончательным решение, принятое еще в мае с.г., о незаконности ареста предпринимателя в России. Суд обязал российское правительство выплатить Владимиру Гусинскому в качестве компенсации судебных издержек 88 тыс. евро. Протест был отклонен еще 10 ноября, но в России об этом стало известно только сейчас.
«Для российской стороны – это серьезный урок и напоминание о существовании международных договоров по правам человека, – заявил вчера корреспонденту «НГ» адвокат Михаил Бурмистров, защищавший Гусинского в июне 2000 года, когда предпринимателя поместили в Бутырку. – Международный суд признал, что Гусинского арестовали с целью в первую очередь склонить его к отказу от бизнеса, то есть использовался уголовно-правовой механизм для достижения экономических и политических задач, так как он занимался медиа бизнесом». По словам адвоката, одним из основных доказательств этого является протокол № 6, который Гусинского вынудили подписать. «В протоколе № 6 было поставлено специальное условие: уголовное дело будет прекращено, если Гусинский продаст свой бизнес, – рассказал корреспонденту «НГ» адвокат Михаил Бурмистров. – Это было не просто соглашение двух сторон – «Газпрома» и ЗАО «Медиа-МОСТ», под этим документом стоит подпись тогдашнего министра печати и информации г-на Лесина». Министр как представитель государства и гарант того, что уголовное преследование Гусинского в случае выполнения поставленного условия будет прекращено. Бизнесмен соглашение подписал, в июле 2000 года покинул Россию и, будучи уже за рубежом, отказался от обязательств по соглашению и предал эту историю гласности. Учитывая все эти обстоятельства, Страсбургский суд в мае 2004 года пришел к выводу, что, как сказано в постановлении, «лишение свободы Заявителя использовалось в качестве стратегии ведения коммерческих переговоров, и такие институты публичного права, как уголовное преследование и содержание под следствием, не должны использоваться с данной целью». Уполномоченный РФ в Европейском суде Павел Лаптев назвал это постановление «ущербным как теоретически, так и фактически», он заявил, что оно будет опротестовано. Но аргументы протестующей стороны суд не впечатлили.
Итак, Владимир Гусинский, бизнес которого в России оценивался в сотни миллионов долларов, должен получить 88 тыс. евро компенсации. «Я думаю, для Гусинского, как, впрочем, и для всех граждан России, более важна правовая сторона этой победы – каждый человек должен быть защищен от произвола», – считает адвокат Михаил Бурмистров.