После 24 августа весь багаж авиапассажиров подвергается самому тщательному досмотру.
Фото Reuters
В скором времени в России может появиться служба авиашерифов – подразделение МВД РФ, которое будет сопровождать авиарейсы. «Мы рассматриваем возможность создания в системе транспортной милиции института офицеров безопасности, которые могли бы в штатской одежде, имея специальную подготовку, сопровождать авиарейсы опасных направлений», – сообщил первый замминистра внутренних дел России генерал-полковник Александр Чекалин.
Инициатива МВД не нова: после теракта в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года руководители Главного управления внутренних дел на транспорте (ГУВДТ) заявляли о необходимости присутствия на борту российских самолетов представителей правоохранительных органов. Однако этим тогда все и ограничилось. Еще до авиакатастроф 24 августа с.г. в Межгосударственном авиационном комитете (МАК) корреспонденту «НГ» сказали: «Вопросы безопасности на воздушном транспорте – прерогатива государства. Но не исключено, что все может быть утверждено ведомственными актами, как в свое время было узаконено наличие у пилотов огнестрельного оружия».
Вместе с тем специалисты по безопасности и сотрудники авиакомпаний задаются очевидными вопросами. Ясно, что любое находящееся на борту самолета оружие опасно, ведь оно предполагает стрельбу, которая в условиях ограниченного замкнутого пространства может привести к трагическому исходу. Где гарантия, что пуля не прошьет насквозь обшивку самолета, не попадет в емкость с горючим или в элемент управления воздушным судном, не сразит кого-нибудь из пассажиров? К тому же неизвестно, как поведет себя потенциальный террорист, увидев направленный на него пистолет.
Практика сопровождения авиарейсов вооруженными милиционерами сохранялась до начала 80-х годов. Хотя этот институт уже имел печальный опыт: 17 мая 1973 года террорист Рзаев захватил Ту-104, следовавший из Москвы в Читу. Сопровождавший самолет милиционер попытался самостоятельно справиться с бандитом и выстрелил в него из пистолета. В этот момент сработало взрывное устройство – все пассажиры и экипаж погибли.
Впрочем, в МВД не утверждают, что милицейский небесный конвой будет вооружен обычными пистолетами. При этом высокопоставленные милицейские чины указывают на государства Евросоюза и США, где необходимое решение уже приняли. Как вооружены воздушные шерифы в этих странах, держится в секрете. Специалисты же считают, для подобного вида небесной охраны необходим особый тип оружия, стреляющий, к примеру, резиновыми пулями.
Но устранение террориста на борту – случай крайний. В беседе с корреспондентом «НГ» один из бывших руководителей антитеррористической группы «Альфа» генерал-майор Геннадий Зайцев заявил, что «все подобные мероприятия необходимо решать на земле. В небе может быть уже поздно». Сейчас это понимают и в МВД. Не случайно Александр Чекалин на днях сообщил, что «прорабатывается вопрос о взятии под милицейскую охрану периметра авиапредприятий и аэропортов». Замминистра пояснил, что это может быть сделано за счет выставления постов вневедомственной охраны. При этом Чекалин подчеркнул, что эта услуга, по всей видимости, будет оказываться авиаперевозчикам на платной основе.
Несмотря на отсутствие законодательной базы, работа по передаче функций обеспечения безопасности в аэропортах сотрудникам МВД уже началась. Вчера министр транспорта, председатель Госкомиссии по выяснению причин катастроф Ту-134 и Ту-154 Игорь Левитин провел совещание с руководством аэропорта «Домодедово». Как сообщает РИА «Новости», Левитин ознакомился с тем, как выполняется подписанное 27 августа совместное распоряжение Минтранса и МВД «Об организационных мерах по обеспечению безопасности на объектах воздушного транспорта». (В соответствии с документом в состав досмотровых групп в аэропортах гражданской авиации введены сотрудники органов внутренних дел на транспорте, которым предоставлены соответствующие полномочия.) Министр сообщил, что до конца года в Госдуму будет внесен законопроект о безопасности на транспорте.