Гибралтар. Апрель 2001 года. Гусинскому казалось, что все худшее позади. Сейчас ему вновь придется собрать все свои силы в кулак.
Фото Reuters
Афинский прокурор Георгиус Власис выдал вчера ордер на арест российского предпринимателя Владимира Гусинского после того, как суд отклонил просьбу адвокатов отпустить его под залог. Теперь, находясь в тюрьме Коридаллос (куда его препроводили тут же после оглашения решения прокурора), Гусинский будет ожидать рассмотрения судебным советом того же суда вопроса об экстрадиции в Россию.
Согласно прокурорскому постановлению, предприниматель будет находиться в тюрьме по крайней мере вплоть до новых слушаний, намеченных на конец этой недели. Греческие власти сейчас дожидаются официального запроса с российской стороны, заявил агентству АП источник в греческих судебных органах. К моменту подписания текущего номера "НГ" в печать такого запроса из Москвы, согласно информации греческого посольства, еще не поступило. Как не была и определена дата заседания судебного совета Афин.
Такой исход, судя по всему, был предрешен. Еще накануне начальник полиции Афинского международного аэропорта бригадный генерал Димитриос Тсьюварос заявил, что вероятность такого результата составляла 90%. На обжалование судебного постановления о мере пресечения у адвокатов арестованного есть не больше недели. Если апелляция не будет удовлетворена, то Гусинский может, по словам Тсьювароса, пробыть в тюрьме, "по всей вероятности, около двух месяцев". А вообще возможная продолжительность ареста - 45 суток. Именно столько времени, как сказал генерал, обычно уходит на процедуру рассмотрения просьб об экстрадиции с учетом возможной подачи в дальнейшем апелляционной жалобы в судебный совет Ареопага, высшего уголовного суда Греции.
Дальнейшую судьбу Гусинского, согласно греческому Уголовно-процессуальному кодексу, решит министр юстиции страны, который будет основывать свои выводы на докладе, представленном прокурором все того же апелляционного суда.
В посольстве Греции вчера отказались обсуждать тему Гусинского. Дипломаты сослались на то, что это вправе делать лишь советник по печати Спиридон Хатзарос, но тот, мол, находится сейчас на родине в очередном отпуске, и его никто не замещает. На просьбу соединить корреспондента "НГ" с политическим советником Эммануилем Кефалопулосом дежурный посольства ответил отказом. Более того, когда корреспондент "НГ" позвонил по прямому телефону господину Кефалопулосу с намерением задать тому несколько вопросов, звонок был вновь переведен на дежурного, который в жесткой форме потребовал больше по этому номеру не звонить.
Не захотели обсуждать ситуацию вокруг Гусинского в греческой авиакомпании Interjet, специализирующейся на обслуживании VIP-клиентов (на самолете которой олигарх прибыл в четверг в Афины). Корреспондент "НГ" попытался, в частности, разузнать, сколь часто прибегал Владимир Гусинский к ее услугам, а также прочие обстоятельства, связанные с окончившимся арестом главного пассажира чартерного рейса из Тель-Авива в Афины. Однако руководство авиакомпании наотрез отказалось давать какие-то сведения или комментарии. Там было заявлено: "Любая информация, касающаяся наших клиентов, является конфиденциальной".
В то же время, как заявили в посольстве Израиля в Москве, израильское правительство не является "безучастной стороной" в данном сюжете, поскольку Гусинский наряду с российским гражданством является также обладателем паспорта и этой страны. Так что в случае, например, экстрадиции опального олигарха в Россию его дело по дипломатической линии будет, естественно, "вести" израильский консул в Москве. В представительстве компании "Медиа-МОСТ" в Тель-Авиве также выразили надежду на то, что израильское правительство вступится за предпринимателя, ибо "защита израильских граждан осуществляется здесь не только на бумаге".
Между тем наш источник в израильском правительстве выразил сомнения в том, что кабинет Ариэля Шарона предпримет какие-то резкие демарши в адрес Москвы в случае экстрадиции и возможного дальнейшего судебного преследования Гусинского в России. Уж слишком важна для Тель-Авива сейчас политическая поддержка Москвой израильского видения путей развязывания ближневосточного узла.
В Израиле расходятся в оценке того, с кем из политических деятелей этой страны близок Гусинский. Кто-то вспоминает, что олигарх в свое время поддерживал Эхуда Барака, был близок с партией "Авода" (которая сейчас находится в оппозиции). Другие отмечают, что Гусинский в последние годы установил тесные отношения с людьми из окружения Шарона, включая сотрудников его канцелярии и сына израильского премьера.
Наши собеседники в Тель-Авиве рассказали, что Гусинский, видимо, из Афин собирался к месту, где стоит его яхта, на борту которой его дожидалась семья. Люди из окружения олигарха уверены, что задержание состоялось вовсе не потому, что в компьютере на паспортном контроле в афинском аэропорту осталась "забытая" (которую, мол, давно пора было снять) галочка Интерпола, а по свежей заявке в розыск российской Генпрокуратуры, переданной греческой стороне напрямую или через российское бюро Интерпола.
До сих пор остается неясным один из основных вопросов, касающийся задержания Гусинского. Кто, собственно, был инициатором данной акции? И почему о Гусинском, обвиненном в России в мошенничестве, вспомнили именно сейчас? Получить ответ в правоохранительных органах вчера не удалось. Ни один телефон Российского национального центрального бюро Интерпола вчера не отвечал. Примечательно, что не могли дозвониться до интерполовцев и сотрудники центрального аппарата МВД, к которым "НГ" также обращалась за разъяснениями. Не комментировали вчера ситуацию и в Генпрокуратуре.
Во всяком случае, очевидно, что арест медиамагната не был результатом стихийного совпадения неких обстоятельств, на что еще вчера утром надеялись некоторые СМИ. Скорее всего Гусинского по-прежнему "ведут" спецслужбы, и в нужный для них момент они задержали (при посредничестве греков) олигарха. Другой вопрос - что такое "нужный момент"?
Из досье "НГ"
9 марта 2000 г. для России вступили в силу Конвенция о выдаче 1957 г. и Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. В настоящее время участниками Конвенции о правовой помощи являются 39 государств, Конвенции о выдаче - 38 (в их числе Израиль, не являющийся членом Совета Европы). Основная цель конвенций - создание единых для стран - членов Совета Европы стандартов в оказании правовой помощи по уголовным делам и экстрадиции.
Согласно Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам стороны обязуются оказывать друг другу самую широкую помощь на взаимной основе в судопроизводстве в отношении преступлений, наказание за которые попадает под юрисдикцию юридических органов запрашивающей стороны. В уголовно-правовой помощи может быть отказано в случае, если просьба касается преступления, которое запрашиваемая сторона считает политическим, связанным с политическим преступлением или финансовым преступлением.
Согласно Конвенции о выдаче преступников стороны обязуются выдавать друг другу (с соблюдением норм международного законодательства) всех лиц, в отношении которых компетентные органы запрашивающей стороны осуществляют судопроизводство или которые разыскиваются для приведения в исполнение приговора или постановления об аресте.
Российская Федерация как правопреемник по международным обязательствам СССР является также стороной международных соглашений о правовой помощи, участником которых был СССР. Перечень стран, с которыми Российская Федерация имеет двусторонние договоры о взаимной правовой помощи и которые теоретически опасны для Гусинского: Азербайджан, Алжир, Болгария, Бразилия, Венгрия, Вьетнам, Греция, Ирак, Италия, Индия, Канада, Кипр, Китай, КНДР, Куба, Киргизия, Латвия, Литва, Молдавия, Монголия, Йеменская Республика, Польша, Румыния, США, Тунис, Финляндия, Эстония.
Кроме того, 22 января 1993 года Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Россией, Таджикистаном, Узбекистаном, Украиной была подписана Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. К настоящему времени указанную Конвенцию ратифицировали Белоруссия, Казахстан, Россия, Туркмения, Узбекистан. Конвенция вступила в силу 24 марта 1994 года.