Ален Фурнье-Сикр: 'Судьба МКС -это прерогатива НАСА и его российских партнеров'.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
- После катастрофы "Челленджера" в 1986 году челноки не летали 20 месяцев. Насколько длительным может быть перерыв после катастрофы "Колумбии"? И как это может сказаться на судьбе Международной космической станции (МКС)?
- Многое зависит от работы комиссии по расследованию причин аварии. Она должна детально разобраться в том, что, почему и как произошло при спуске шаттла. Задача эта очень сложная. Ведь обломки челнока рассыпались на большом расстоянии, и нет уверенности, что все они найдутся. Может так случиться, что пропадет или что некий человек возьмет себе на память именно тот кусок, который мог бы стать ключом к разгадке тайны катастрофы.
Что касается судьбы МКС, то в основном это прерогатива НАСА и его российских партнеров. В этом году предусмотрены два запуска "Союза" и три - "Прогресса". Если надо увеличить число полетов, то необходимо рассчитать, сколько времени понадобится россиянам на создание дополнительных кораблей.
- Если все сведется к отсутствию средств у россиян, могут ли их партнеры - ради поддержания темпа работ на МКС - выделить Москве финансовые средства?
- Все зависит от того, кто с кем и как сумеет договориться. Финансовые выделения всех участников на создание МКС и так достаточно велики, каждый работает над определенными программами. В частности, ЕКА через год готовит запуск корабля АТV, который превышает по своим габаритам и возможностям "Прогресс". Наш корабль мог бы стать поддержкой для остальных партнеров. Каких-то дополнительных средств и возможностей для помощи у нас пока нет.
- Одной из причин аварии шаттла называют его солидный возраст.
- Да, некоторые эксперты теперь сразу стали призывать к срочному созданию новых кораблей, более современных и оттого якобы более надежных. Но я бы поставил в пример ракету "Союз": это старая модель, которая потихоньку совершенствуется и работает хорошо.
- Может катастрофа "Колумбии" повлиять на совместные планы России и ЕКА, ближайшие и отдаленные, вроде разрабатываемого полета на Марс?
- Думаю, что на характер нашего партнерства авария шаттла не окажет влияния. Все намеченные программы будут осуществляться, что лишний раз, думаю, подтверждает верность тех подходов к сотрудничеству, которые мы с российскими коллегами в свое время избрали. Россию мы считаем надежным партнером, имеющим очень хороших профессионалов и технику.
- Как на сотрудничество ЕКА с Россией повлияла прошлогодняя неудача с запуском "Союза"?
- В целом она не оказала большого влияния. Мы, правда, потеряли тогда много ценного оборудования. Но сотрудничество в этом направлении решили продолжить и уже договорились о новом старте. Помимо этого на Байконуре предстоят еще два запуска, которые предусматривают доставку космонавтов из европейских стран на МКС при помощи ракет "Союз".
- Потерянная в результате аварии аппаратура была застрахована?
- Страховые выплаты не покрыли всей стоимости потерянного оборудования. Поэтому пришлось приложить немало усилий для поиска дополнительных средств для создания новой аппаратуры.
- Вы уже 10 лет работаете в России и хорошо знакомы с ее космической отраслью. Как вы оцениваете то состояние, в котором она сейчас находится? Некоторые эксперты говорят о кризисе, о катастрофической нехватке финансовых средств, об оттоке талантливых ученых и специалистов.
- На мой взгляд, последние 10 лет для космической промышленности России были весьма успешными. Лишним свидетельством авторитета ваших фирм, работающих на космос, являются те многочисленные международные контракты, которые они заключили за этот период. Да, сейчас несколько упала активность, меньше проводится стартов, но подобная ситуация наблюдается повсюду в мире в этой сфере. А у вас к тому же идет процесс коммерциализации космической отрасли, ведь прежде деньги для нее выделялись из госбюджета. Теперь очень непросто выбить средства на тот или иной, особенно крупный, проект.
- Во Франции или Германии легче получить деньги на разработки?
- Тут трудно делать сравнения, даже по размеру выделений. Еще два года назад Россия лидировала по количеству запусков ракет. Большое преимущество космической промышленности России заключается в том, что она может предложить очень хорошие ракетоносители, прекрасные двигатели, имеет огромный опыт пилотируемых полетов. Но нельзя стоять на месте, надо очень быстро осваивать новые рубежи. Я думаю, что руководители ваших научно-производственных фирм перестраиваются весьма быстро и успешно.
В связи с этим я уверен, например, в успехе нашего сотрудничества по использованию космических средств для наземных отраслей. Россия - с ее огромными пространствами - именно та страна, в которой наиболее широко могут быть применены данные, получаемые с помощью аппаратуры ЕКА, установленной на космических объектах. Например, мы предоставляли фотоснимки из космоса для вашего МЧС во время схода гигантского ледника на Северном Кавказе минувшей осенью. Мы можем также помочь поиску наиболее удобных путей для ледоколов в северных морях, а значит, и ускорению их движения, или проверке качества трубопроводов, общая длина которых в вашей стране составляет многие десятки, если не сотни тысяч километров, или борьбе с пожарами и наводнениями.
- Вы используете слово "можем". А почему до сих пор не сотрудничали с россиянами в этой сфере?
- У нас уже были совместные пилотные проекты, и масштаб сотрудничества в этой сфере постоянно растет. Видимо, нам надо больше заниматься и разъяснительной работой, чтобы развивать использование космических средств для наземных отраслей.
Наша организация не предполагает непосредственно заниматься коммерческими делами, но вместе с "Росавиакосмосом" мы намерены создавать условия для развития этого вида бизнеса. Уверен, что это даст российской экономике дополнительный "воздух".
- Как идет работа по строительству стартовой площадки для ракетоносителей "Союз" на французском космодроме Куру?
- Сейчас мы находимся на стадии документального оформления этого проекта, которое, уверен, завершим уже в этом году. Сразу после этого должно начаться строительство стартового комплекса. От того, как оно будет идти, зависят сроки первого запуска "Союза" в Куру.
- Какое место займет "Союз" среди французских "Арианов", уже запускаемых в Куру?
- "Союз" легче "Ариана-5" и будет предлагаться заказчикам как ракетоноситель среднего класса. Думаю, что мы можем добиться в этом начинании успеха, что будет выгодно и России, и европейским странам.
- В чем преимущества запусков космических аппаратов именно с Куру?
- Дело в том, что Куру расположен очень близко от экватора. Поэтому на геостационарные орбиты можно запускать спутники связи, которые многим странам или отдельным корпорациям будут коммерчески интересны. С Байконура это сделать сложно, а порой и попросту невозможно. Я думаю, что такие пуски - весьма выгодный бизнес.
- На какой стадии находится разработка совместного проекта полета на Марс?
- Очередное совещание по этой теме состоялось на прошлой неделе. Идет целый ряд технологический исследований по подготовке миссии.
- Какие европейские страны наряду с Россией принимают участие в подготовке проекта?
- В ЕКА входит 15 стран, каждая из которых участвует как в обязательных программах, так и в факультативных программах по своему выбору.
- В финансовом выражении распределение долей идет по принципу "кто сколько может"?
- Нет, в обязательных программах, например в научных, все четко распределено в зависимости от ВВП каждой страны. А в факультативных программах каждая из стран сама определяет долю своего участия в соответствии с национальными интересами.
- Хотя бы приблизительные сроки первого старта на Марс существуют?
- Есть два варианта. Первый из них - очень амбициозный. Он предполагает, что довольно большая группа космонавтов отправится на Марс на полтора года. Есть и второй вариант: минимальная группа космонавтов, которые пробудут на Марсе полтора месяца.
Первые проекты по подготовке пилотируемого полета на Марс будут осуществлены уже в этом году. В конце мая корабль "Марс-экспресс" будет выведен в космос при помощи ракеты "Союз" с Байконура. Он должен достичь поверхности Марса и оттуда передавать на Землю необходимую информацию.
- В чем заключается основная цель запуска космонавтов на Марс?
- Его организаторы надеются найти доказательства гипотезы, что когда-то на Марсе существовали вода и жизнь. Возможно, они существуют и сейчас где-нибудь в глубинах этой планеты. Если мы сумеем отворить это окно в прошлое, оно наверняка поможет нам заглянуть и в будущее.
- Американцы тоже каким-то образом участвуют в этом проекте?
- Участвуют и американцы - это крупный и всеобщий проект, потенциально интересный для всех. И вообще я хотел бы заметить, что наше международное космическое сообщество - очень тесное, по существу, у нас нет тайн друг от друга.
- А Луна теперь - что, уже позабыта-позаброшена?
- В наших планах - правда, отдельных от России - значится создание автоматического корабля для изучения Луны. ЕКА по-прежнему проявляет научный интерес к изучению спутника Земли. Но человек уже побывал на Луне, и у нас пока нет новых планов такого рода.