Глава Минпромнауки, председатель правительственной комиссии по расследованию причин гибели АПЛ "Курск" Илья Клебанов сделал вчера сенсационное заявление: отклонены две из трех версий гибели атомохода - столкновение и подрыв на мине. "Таким образом, мы остановились на единственной правомочной в настоящее время версии - взрыв 650-мм торпеды-"толстушки", - сказал Клебанов.
Официальное заключение по этому поводу будет сделано 29 июня на последнем заседании комиссии. Одновременно будут прекращены работы в Баренцевом море по подъему фрагментов носового отсека атомохода. Вопреки надеждам анализ записей и документов, обнаруженных на "Курске", ничего не дал для выяснения новых обстоятельств катастрофы.
Ничего неожиданного в решении комиссии нет. По-видимому, торпедная версия была признана основной уже давно. Общественность узнала о снятии с вооружения субмарин ВМФ торпед 65-76 "Кит" в феврале 2002 г., а вчера Клебанов заявил, что это было сделано еще в конце 2000 г. Председатель комиссии также оправдал представителей завода "Дагдизель", сказав, что взорвавшаяся торпеда была выпущена другим предприятием. Для специалистов, знавших, что "изделие 65-76" производилось на Алма-Атинском машиностроительном заводе имени Кирова, и это не стало сенсацией.
Однако с завершением работы комиссии не закончится расследование обстоятельств гибели "Курска", которое ведет Генпрокуратура. Похоже, что у следствия есть свои соображения о причинах трагедии: еще 18 февраля 2002 г. генеральный прокурор РФ Владимир Устинов заявил, что выявлены серьезные нарушения как со стороны командования Северного флота, так и со стороны экипажа погибшей субмарины. Бывший командующий Северным флотом, а ныне депутат Совета Федерации адмирал Вячеслав Попов в беседе с корреспондентом "НГ" сделал симптоматичное заявление: "Курск" не трогаем. Слишком больно. Всю правду говорить нельзя".