Вчера военный комиссар Амурской области генерал-майор Владимир Бородавкин обратился через СМИ с письмом к шести военнослужащим, которые были призваны военкоматами Приамурья, а затем самовольно оставили свои воинские части. В воззвании военкома говорится, что в случае явки с повинной дезертиров не привлекут к уголовной ответственности. Кроме того, в каждом случае будет проведено тщательное выяснение причин, побудивших их оставить воинские коллективы. В облвоенкомате сообщили, что для розыска дезертиров в области осуществляется целый комплекс мероприятий. Стало уже традицией, что в их реализации наряду с работниками военных комиссариатов участвуют сотрудники правоохранительных органов и местных администраций.
То, что положение с дисциплиной в армии далеко от благополучного, факт общеизвестный. Однако серия дезертирств в Вооруженных силах с начала 2002 года по количеству беглецов, похищенного оружия и убийств сотрудников правоохранительных ведомств и мирных граждан побила все печальные рекорды.
Дезертиров в армии было много всегда и даже в относительно благополучные советские годы. В частности, преступления, связанные с дезертирством и самовольным оставлением воинских частей, еще двадцать лет назад в Вооруженных силах стали выделять в отдельную проблему. Уже тогда руководство армии и флота требовало активизировать работу по розыску дезертиров, уточнить списки военнослужащих, самовольно оставивших части, организовать взаимодействие между военными прокуратурами, комиссариатами, комендатурами, органами МВД и даже кассирами на всех вокзалах с целью немедленного оповещения командиров о "бегунах". В частности, только в одном из видов Вооруженных сил в 1989 г. было создано более 70 оперативных групп для розыска военнослужащих, самовольно оставивших свои части. Приоритетной тогда считалась задача задержать дезертиров до прибытия их к месту жительства, то есть в аэропортах, железнодорожных станциях, пристанях, промежуточных остановочных пунктах. Тем не менее в середине 1980-х гг. в Вооруженных силах СССР в розыске находились более тысячи бойцов.
За истекшие двадцать лет кардинально эта проблема так решена и не была. Полумерами вопрос был только загнан в подполье. И то, что происходит сегодня, - логическое проявление ошибок и недоработок прежних лет, неоправданные надежды на то, что проблема рассосется сама по себе. Ситуация с самовольными оставлениями воинских частей и дезертирством в Российской армии имеет стойкую тенденцию к усугублению. Ухудшению положения более всего способствуют безнаказанность правонарушителей и бесправие командиров. Амурский случай - лишнее тому свидетельство: за серьезное уголовное преступление нарушителям обещано прощение. Нет сомнений, что подобная практика - путь в окончательный тупик даже по сравнению с полумерами советских времен. Но более всего удивляет в этой связи фактическое самоустранение государства от разрешения столь наболевшей проблемы.