Вчера на пограничную заставу "Уэлен" (Чукотский автономный округ) из Петропавловска-Камчатского прибыла группа расследования во главе с начальником Северо-Восточного регионального управления (СВРУ) ФПС России генерал-лейтенантом Николаем Лисинским. Военным предстоит установить причину трагедии, в результате которой погибли четыре военнослужащих, в том числе два офицера.
Как рассказали корреспонденту "НГ" в пресс-службе ФПС, в минувший четверг примерно в 22.00 по местному времени военнослужащий заставы "Уэлен" младший сержант срочной службы 20-летний Андрей Растигаев расстрелял весь командный состав своей части и дежурного по заставе. По словам пограничников, ситуация до сих пор остается не вполне ясной, однако никто пока не говорит о том, что на заставе имела место конфликтная ситуация. Насколько известно, Растигаев вошел в комнату дежурного по заставе, где в тот момент находился сержант контрактной службы 28-летний Олег Пономарев, с автоматом в руках и, не говоря ни слова, расстрелял своего сослуживца. На звук выстрелов выбежали старшина заставы старший прапорщик 32-летний Степан Данилко и заместитель начальника заставы старший лейтенант 24-летний Алексей Летов. Растигаев застрелил обоих. Последним погиб начальник заставы старший лейтенант 23-летний Алексей Горев, который преградил убийце дорогу к казарме, но не успел воспользоваться личным оружием. При стрельбе у Растигаева кончились патроны, и, когда он попытался перезарядить автомат, его схватили.
До сих пор неизвестно, каким образом у Растигаева оказался автомат. По одной из версий, он только что вернулся из дозора и не сдал оружия, а по другой, младший сержант вскрыл оружейную комнату. Что произошло, предстоит выяснить комиссии из Петропавловска-Камчатского. Кроме того, необходимо установить, что толкнуло бойца на этот шаг. Как стало известно корреспонденту "НГ", Растигаев был доволен службой, о чем неоднократно писал своим родителям и друзьям в Набережные челны (Татарстан), откуда он призывался. Растигаев даже собирался поступать в Хабаровский военный институт ФПС России, куда должен был отправиться уже через месяц.
Некоторые военные психологи утверждают, что долгое пребывание в замкнутом коллективе в условиях Крайнего Севера, особенно в зимнее время, не лучшим образом сказывается на морально-психологическом состоянии человека. Однако застава "Уэлен" (в переводе "Черная земля") находится всего в километре от одноименного города, здешних пограничников едва ли можно считать затворниками. В любом случае Растигаеву предстоит пройти психологическое тестирование, а возможно, и судебно-психиатрическую экспертизу в рамках возбужденного против него уголовного дела.