Контрабандную партию драгоценных металлов задержали в минувший понедельник сотрудники пограничного поста "Дербент-железнодорожный" в Дагестане. Золото, серебро, платину и редкоземельные металлы неизвестные пока злоумышленники пытались вывезти из России в виде использованных и новых радиодеталей. Не исключено, что после переработки этот товар должен был вернуться на "родину" - уже в виде ювелирных изделий кустарного производства.
Как рассказали корреспонденту "НГ" в пресс-службе Северо-Кавказского регионального управления ФПС России, контрабанду обнаружили при досмотре пассажирского поезда Москва-Баку. Когда пограничники приступили к осмотру помещений третьего вагона, их внимание привлек странный сверток в межпотолочном пространстве. При дальнейшем досмотре этого и других вагонов пограничники нашли еще несколько аналогичных свертков, в которых в общей сложности находилось 54 кг радиодеталей, содержащих драгоценные металлы. Никто из пассажиров поезда не признал себя собственником драгоценного груза, да и проводники как один недоумевали, откуда под крышей вагона взялись эти свертки. Контрабандный груз был передан в таможню, а пограничники продолжили осмотр поезда.
По словам сотрудников ОКПП "Дербент-железнодорожный", пограничники ежедневно задерживают контрабанду, но драгоценные металлы попадаются им нечасто. "Обычно пассажиры пытаются провести оружие или наркотики, и, как правило, на территорию России", - заявили пограничники корреспонденту "НГ". По их словам, в сводных статистических данных по управлению даже не предусмотрена отдельная графа "драгметаллы". А уж вспомнить случаи незаконного вывоза из России радиодеталей никто из пограничников не смог и подавно.
Тем не менее, как отмечают эксперты, бизнес на радиодеталях процветает в России не первый год. Правда, чаще всего правоохранительным органам удается пресечь незаконную деятельность "радиолюбителей" еще на первых этапах - когда они только добывают свой товар. За "выкорчевыванием" деталей, содержащих драгоценные металлы, застают и копающихся на свалках бомжей, и работников некоторых гражданских и оборонных предприятий, и даже военнослужащих (некоторое время назад за расхищение уникальных радиодеталей со списанных подводных лодок Тихоокеанского флота были задержаны мичман и несколько матросов, готовившихся к увольнению).
Сбыть такие радиодетали можно либо на рынках, куда приходят настоящие радиолюбители (но в таком случае речь идет только об исправных), либо нелегальным перекупщикам. От них, как утверждают эксперты, тоже ведут два пути. Либо радиодетали скапливаются в достаточном количестве, чтобы из них можно было промышленным способом выделить драгоценные металлы, которые потом пускают в продажу. В противном случае небольшие партии такого "сырья" поступают в кустарные ювелирные мастерские, где из добытых металлов на месте производят украшения.
Скорее всего именно в такую мастерскую и направлялся задержанный в Дербенте груз. Если это так, то украшения, изготовленные из выплавленного золота, должен был привезти в Россию тот же курьер, что вез радиодетали. Но либо курьер не дорожил своим грузом, либо в первый раз взялся за такую работу: он спрятал контрабанду в месте, которое при проверке интересует пограничников и таможню в первую очередь.