Очередная катастрофа военного транспортного самолета с коммерческим грузом на борту произошла в минувшую субботу: неподалеку от города Охотска Хабаровского края разбился Ил-76 Федеральной пограничной службы России, который перевозил стройматериалы компании "КонтрактСтрой". Экипаж "Ила" и девять его пассажиров погибли. Это ЧП вновь заставило вспомнить о давней проблеме - несанкционированном перевозе частных грузов экипажами военных самолетов. И хотя, по утверждениям пограничников, количество груза на борту не превышало нормы, многие эксперты полагают, что причиной трагедии могла стать перегрузка.
"Самолет Ил-76 ФПС России в четверг прилетел из Москвы в Братск, а в субботу утром отправился из Братска в Анадырь", - рассказали корреспонденту "НГ" в Центре общественных связей ФПС РФ. На борту самолета находилось чуть больше 32 тонн груза. "Там были стройматериалы одной из частных компаний, а также двигатели - непосредственно военный груз. Кроме девяти членов экипажа на борту находились еще девять пассажиров - сопровождающих", - рассказали пограничники.
Около полудня по московскому времени от командира экипажа поступило сообщение о возгорании на борту, после чего связь с ним прервалась. А в 14.00 по московскому времени обломки воздушного судна обнаружил экипаж поисково-спасательного вертолета из Охотска. Однако совершить посадку на месте ЧП ему не удалось из-за сложного рельефа местности. С наступлением ночи поисковые работы прекратили до воскресенья.
Вчера на место падения пограничного самолета отправилась следственная группа, в составе которой - сотрудники ФСБ, ФПС, транспортной прокуратуры и Международного авиационного комитета (МАК). Именно они должны будут выяснить причины случившегося. Пока следователи не торопятся с выводами и рассматривают все версии - от теракта до непогашенного окурка. "Мы еще не до конца изучили все факты, информации очень мало, поэтому сказать что-то определенное сложно", - заявили корреспонденту "НГ" в управлении ФСБ Хабаровского края. Не могут с уверенностью говорить о том, что привело к возгоранию на борту, и представители ФПС. По словам пограничников, на борту находилось оптимальное количество груза, не превышавшее нормы, а состояние самого самолета, как заметили в ФПС, было вполне удовлетворительное.
А вот независимые специалисты полагают, что полностью исключить версию о перегрузке Ил-76 (например, дефицитным на Севере горючим, которое и могло вспыхнуть) исключать нельзя. Бывший сотрудник одного из российских авиационных НИИ Юрий Цовьянов рассказал в беседе с корреспондентом "НГ": "Так называемая нештатная загрузка очень широко практикуется в нашей авиации. Я не могу с уверенностью говорить о военных, но экипажи гражданских лайнеров очень часто берут на борт неучтенный груз, за что получают серьезные деньги. Ведь проконтролировать загрузку самолета в наших условиях в принципе невозможно: экипаж может перевезти любое количество груза, которое в состоянии поднять самолет. К тому же первоначально максимальная загрузка Ил-76 составляла 30 тонн, а потом, уже в 90-х, ее директивно увеличили до 40, не изменив остальных характеристик машины. Конечно, у этих самолетов есть запас прочности, но с учетом условий их эксплуатации его уже не хватает".
В ФПС с такой постановкой вопроса не согласны: "Действительно, военные самолеты нередко перевозят коммерческие грузы, но это делается на абсолютно законных основаниях: мы имеем право доставлять грузы и товары в труднодоступные районы страны. Естественно, доставка таких грузов проплачивается, но все доходы идут в фонд ФПС на развитие службы, в том числе и пограничной авиации, а экипаж никаких денег за это не получает. Для военного человека такая халтура вообще исключена".