Фильм Глеба Панфилова "Романовы. Венценосная семья" выбран в качестве претендента на премию "Оскар" в категории "Лучший иностранный фильм". Решение и не хорошее, и не плохое. Скорее неизбежное. Явной альтернативы "Романовым..." не просматривается.
В последнее время в среде российских кинематографистов не принято хоронить отечественное кино. Некоторые изменения в лучшую сторону действительно имеются. Но перед лицом "Оскара" оптимизма не прибавляется. И не потому, что уровень нашего кино не дотягивает до мировых образцов. Просто страшно далеко оно от Американской киноакадемии. И в то же время - не так уж близко российскому народу, чья любовь к родному кино изрядно ослабела за последнее десятилетие. Но сразу все аудитории на всех континентах не завоюешь, и выбирать надо, кто важнее.
Ситуация проста. Престиж и прозападная "прогрессивная" ориентация России требуют непременно выдвигаться на "Оскар". А собственно русскому кино совершенно не до "Оскара". Ему надо разбираться с отношением к прошлому страны, с современным прокатом, с системой духовных ценностей и принципами финансирования кинопроизводства. У нашего кино утрачена мировоззренческая идентификация - и недостижима пока самоокупаемость.
Чтобы с гордо поднятой головой идти на "Оскара", важно быть уверенным в своей неотразимости. Иметь самоощущение победителей. Но откуда оно возьмется сейчас?
Еще для успеха на "Оскаре" важно идеологическое соответствие американским стандартам. Чтобы на родине Голливуда могли почувствовать если не абсолютное согласие со взглядами режиссера, то хотя бы нетривиальный интерес к его позиции. Надо, чтобы киноакадемиков что-то потрясло, растрогало, напугало, изумило. А для этого нужно, чтобы картина была понятна.
Но чем интереснее наши последние российские картины, тем сложнее их понять американцам. "Нежный возраст" Сергея Соловьева слишком активно апеллирует к общему опыту россиян, переживших перестройку, рождение рыночной экономики, чеченскую войну. "Телец" Александра Сокурова - кинематографически грандиозный фильм. Но он слишком элитарен для США. И даже не важно, что там выражена спорная концепция о личности Ленина. Просто в Америке не канает то искусство, которое не по зубам среднему человеку. "Сестры" Сергея Бодрова и "В августе 44-го" Михаила Пташука по-своему любопытно осваивают разновидности авантюрной модели. Но играть на этом поле действительно бесполезно: оно давно уже занято другими, и прежде всего - самими американцами.
О том, что в ходе плохой русской революции зверски убили хорошего русского царя (и всю его ни в чем не повинную семью) - кое-кто из американцев может знать. И картина именно про это - не больше и не меньше. Никакого аналитического пафоса и размышлений про обстоятельства угасания царской династии. Никаких противоречий истории сценарий Глеба Панфилова, Инны Чуриковой и Анатолия Панфилова не отображает. Это минусы фильма, но большие плюсы в ситуации "Оскара". Американским кинематографистам расскажут в яркой глянцевой манере ту страшную и жалостливую сказку, которую усвоит и десятилетний ребенок.
Картина снята жанрово: общедоступная мелодрама, переходящая в житие великомученика. И есть в этом какое-то обаяние загадочной русской души. Много русского антуража, русских интерьеров, русских ландшафтов, и есть даже катанье на санках с ледяной горки - можно всерьез рассуждать о "декоративных" номинациях, отмечающих работу художников-постановщиков (Анатолий Панфилов, Александр Бойм при участии Бориса Мессерера, Владимир Гудилин) и художника по костюмам (Светлана Титова). Много миловидных и юных женских лиц - что может настроить американцев на лирический лад. Всерьез незаурядна работа Владимира Грачева в роли благородного и далекого от сусальности царевича Алексея.
Одним словом, все не так безнадежно. Вдруг произойдет хотя бы маленькое чудо, и фильм Глеба Панфилова получит какую-нибудь из наград. Печально другое. На международную киноарену Россия выносит фильм, похожий на работу зарубежного режиссера, снимающего про далекую неродную Россию, - с упрощенным, неглубоким подходом к самой драматической ситуации нашей истории. И в каком-то смысле это действительно "лучший иностранный фильм". Но не для Америки, а для России.