0
756
Газета События Интернет-версия

16.10.2001 00:00:00

Как восстановить власть и управление в Чечне

Тэги: чечня, кризис, управление, власть


-НАСРУДЫ КАЛУГИЧ, вы представляете Совет потомков Пророка Мухаммада, устазов и шейхов Чеченской Республики. Что это за объединение?

- Именитых людей республики можно условно разделить на три группы. Светские авторитеты - это наиболее многочисленная и самая разобщенная группа. В нее входят ученые, бизнесмены, управленцы, работники культуры, здравоохранения, образования, пропаганды, техническая интеллигенция. К ним обращаются наиболее часто для разрешения несложных споров, житейских коллизий. Духовные авторитеты по численности занимают промежуточное положение. В эту группу входят знатоки шариата, руководители мусульманских братств, многие люди, уважаемые за честную, праведную жизнь. К ним обращаются с вопросами, решение которых требует знания предписаний Ислама. Самая малочисленная, но влиятельная часть чеченского народа - это потомки Пророка Мухаммада, устазов и шейхов, объединенные в одноименный Совет, председателем которого является сейид Сайд-Фаша Салихов. Наиболее высоким авторитетом пользуются члены четырех семей прямых потомков Пророка Мухаммада. Их политический ресурс и вес - драгоценное достояние не только Чечни, но и всей Российской Федерации. В настоящее время федеральными властями России этот ресурс, мягко говоря, не востребован. За редким исключением весь потенциал 30-40 тысяч неформальных лидеров, составляющих три вышеперечисленные группы, должен быть вовлечен в процесс отправления власти.

- Власть, особенно в нынешней ситуации в Чечне, - одна из ключевых и одновременно болезненных проблем. Какой, на ваш взгляд, она должна быть?

- Оптимальная власть превращает общество в полноценный организм: цельный, живой, разумный, самообеспечивающийся, развивающийся, в высокой степени защищенный от стихийных и злонамеренных разрушительных воздействий. В обществе такая власть имеет широкую опору, устанавливает мир и благоденствие. Порочная власть, наоборот, разрушает общество, внутренние и внешние связи, среду обитания. Нынешняя ситуация в Чеченской Республике - результат крайней степени такой деформации. К исправлению этого положения нужно идти, создавая оптимальную власть, а через нее - здоровое общество. Оптимальная власть должна быть сильной, авторитетной, зависимой от гражданина, защищающей его интересы.

- Наверное, ни по одной проблеме не существует столько планов и программ, как по чеченскому урегулированию. Как вы оцениваете главные из существующих предложений?

- Я бы назвал целый ряд "вредных советов", от которых нужно отказаться. Первое - вести переговоры, перспектива которых - раскачка ситуации, усугубление кризиса, новые десятки тысяч жертв. Переговоры можно и нужно проводить, но только о полновесном плане коррекции ситуации. Второе - "раскручивать" рейтинг одного лидера. У республики нет и не может быть единоличного лидера. Но есть большая группа лидеров с примерно одинаковым влиянием. Занятие каждым из них своей ниши усилило бы их потенциал. Третье - провести общенациональный съезд, конгресс, конференцию. Ни одно "общенациональное" мероприятие такого рода с 1991 года именованию своему не соответствовало.

Каждый раз вместо консолидации общества они приводили к обострению ситуации. Четвертое - ускорить проведение "демократических выборов" верхнего эшелона. Практика последних лет продемонстрировала широкое распространение "грязных технологий". Власть, созданная в колее таких "технологий", неизбежно и функционирует "грязно". Пятое - привести к власти идеальных парламентариев, главу республики. Но и в этом несбыточном случае не они изменят ситуацию, а извращенное общество "растворит" их. Власть в очередной раз явится фактором, усугубляющим смуту. Шестое - принять рекомендации, которые основаны на утверждении, что чеченцы уважают только грубую силу. Это всегда завершается гигантскими, бессмысленными жертвами. Седьмое - разделять и властвовать. Властвует исключительно военно-криминальный беспредел, закулисные устроители которого переиначили данный постулат в свой: "Уравнивай шансы сторон и своди их в гибельном конфликте". Этот "принцип" работает против Федерации и чеченского народа. Восьмое - воспринимать происходящее как русско-чеченский этнический конфликт. Тогда необходимо устранить "причину" - последнего чеченца или русского. Этнического антагонизма в природе не существует. Его фикцию создали и навязывают моральные уродцы, нелюди. Девятое - усматривать в конфликте на Северном Кавказе противостояние мусульман и христиан. После 70 лет господства воинствующего атеизма ренессанс Ислама, а тем более христианства, бесконечно далек от такого уровня религиозности и массовой экзальтации. Десятое - обвинять Ислам в исконной агрессивности. Такая агрессивность свойственна учениям, слабым в своих сакральных положениях. У Ислама они, наоборот, самые сильные и безупречные.

- Частично вы затронули вопрос о структуре чеченского общества. В чем другие ее особенности?

- Неформальные лидеры у ряда народов Северного Кавказа, особенно у чеченцев, занимают необычное место и выполняют непривычную функцию. С 90-95% своих проблем, споров, дел организационного, бытового и даже уголовного характера у нас обращаются не в официальные властные органы, а решают их через именитых людей. Есть среди них неформально уполномоченные на конкретную работу, а также размытые формы разделения функций и территориальности. Наиболее четко структурированная единица - куп, то есть сектор села. Чеченское общество подразделяется на три части, две из которых враждебны, полярны друг другу: первая - миролюбивое, законопослушное, но крайне пассивное большинство (более 90% жителей); вторая - полюс облагораживающего воздействия на общество (30-40 тысяч именитых людей, неформальная власть); третья - полюс разрушительного воздействия на общество, составляющий не более 3-4% населения: антиподы лидеров, мафиози, бандиты, торговцы людьми, наркодельцы, ханжи, интриганы, потомственные доносчики, люмпены и наркоманы. Кризис в Чечне создан искусственно - корпус неформальных лидеров и мирное население подавлялись и истреблялись, а полюс разрушительного воздействия насаждался во власть. Но разрушенной в итоге окажется российская государственность. Неформальная власть в последнее десятилетие подверглась особенно оголтелому разрушительному воздействию, и это стало главной причиной коррозии общества, смуты. Решающее значение придается не единоличному, а коллективному лидеру - 30-40-тысячному, сцементированному организацией и дисциплиной корпусу именитых людей.

- Каковы же базовые принципы построения власти в ЧР?

- Гражданин - единственный легитимный владелец, источник власти и самого закона. Его права и свободы - базисная и отправная позиция для законотворчества и устройства власти. Только созданная им в условиях реальной свободы власть имеет право действовать от имени народа. Гражданин верховенствует над представительной властью, а она - над исполнительной. Максимально упрощена процедура отзыва выборных лиц, смены и наказания ключевых фигур исполнительной власти за проступки. Республика - парламентская. Власть "катамаранного" типа, составлена двумя корпусами - официальным и неформальным, которые действуют по принципу сообщающихся сосудов. Каждая административно-территориальная единица строится и функционирует как цельный организм, способный выживать в режиме автономии при экстремальных ситуациях и с самыми высокими потенциями к интеграции в обычных условиях. Мы считаем, что исполнительная власть, сформированная федеральным Центром на время силовых действий, продолжит работу в нынешней или усиленной форме: верхний эшелон - до конца реформы, не менее чем на два года. Каждый отдельный субъект другого уровня планомерно замещается доказавшим свои бесспорные преимущества новым. Функционеры нынешней власти переходят во вновь создаваемые структуры по общим правилам для всех претендентов. Эффекта двоевластия не будет. Реформа не потребует изменения Конституции, существующего российского законодательства, принятия новых законов, поправок. Но ожесточенное сопротивление с самых различных сторон неизбежно. Корпус лидеров не организован, большинство именитых людей морально не готово включиться в опасную работу, не обучено ее тонкостям. Потенциал этот нужно вводить в работу прогрессивно, по нарастающей, но не форсируя за счет качества. Процесс создания нормальной человеческой жизни необходимо начинать на небольшой части территории республики из четырех-пяти сел. Закрепившись на этом плацдарме, властно организованное общество будет как бы "наползать" на остальную территорию республики, вытесняя военно-криминальный беспредел.

- Что и в каком состоянии имеется для предлагаемого вами создания власти?

- Реальное значение при построении пирамиды управления имеют человек-гражданин-семья-куп-село-район-республика. Слово "село" здесь имеет три смысла: обычный - среднестатистическое село равнины и предгорья, с числом жителей порядка 7-8 тысяч человек; микрорайон города, с таким же числом жителей. Куп - это часть села или несколько кварталов города, с числом жителей порядка 600-700 человек. Реально куп сейчас существует только в селе как элемент неформальной власти. Не включенные в данный перечень институты - тейп (род), тукхум (племя) и другие - при формировании власти либо вовсе не имеют значения, либо несущественны. Из 7 институтов до нужного для будущей власти уровня развиты только человек и семья. Нет не только полноценных властных организмов - купов, сел, районов, республики - нет даже гражданина, в должной мере дееспособного, готового строить власть. Успех реформы должны обеспечить президент РФ и часть его окружения.

- Так с чего же необходимо начинать?

- Группа экспертов с федеральной и республиканской сторон проводят согласование по пунктам и окончательную доводку концепции. Она проходит процедуру принятия. Создается штаб из круга лиц, способных претворить ее в жизнь: шесть или восемь главных фигурантов, паритетно от федерального Центра и от республики. Штаб, отталкиваясь от концепции, составляет план действий, перечень необходимых сил и средств. Он также создает отряд эмиссаров для управления процессом строительства власти и общества. Издается соответствующий указ президента. Подразделения штаба действуют исходя из необходимости сосредоточить силы и средства в одном узком направлении. Силовики штаба освобождают всю территорию "плацдарма" от не приписанных к штабу вооруженных людей и боевой техники, и территория становится запретной для любых не руководимых штабом действий. Силовики организуют охрану по всей границе "плацдарма", устанавливают посты, формируют патрульно-комендантскую службу, которая круглосуточно охраняет спокойствие и порядок на его территории - до формирования и становления силовых структур республики, муниципальной милиции. Дозоры, особенно в ночное время, подкрепляются направляемыми Советом помощниками из местных жителей во главе с одним из старейшин. Силовики штаба участвуют в формировании силовых структур республики. По мере укрепления местных сил правопорядка, становления власти и нормализации обстановки обеспечение порядка передается им. Эмиссары штаба начинают строительство власти и общества в 4-5 селах с регистрации именитых людей, разъяснительной работы, определения границ купов - секторов села. Среди 600-700 жителей купа есть 20-25 неформальных лидеров. На каждого приходится порядка 30 жителей, фактически по одной большой семье. Из такого расчета производится закрепление за каждым неформальным лидером зоны его ответственности. Сближение власти и жителей гарантирует эффект стойкого и полного оздоровления общества, становления экономики, других сфер жизнедеятельности.

Наши мудрые предки создали и оставили нам необходимую структуру - куп, идеальное для нынешней ситуации недостающее звено управления. Как форма управления купы складывались веками. Они прошли через самый жестокий естественный отбор. Выстроив на уровне купа ступень власти, мы получим управляемость сверху донизу, необходимую для превращения сообщества села в полноценный общественный организм. Полученный в пределах купа прецедент общества, освобожденного от военно-криминального беспредела, можно "тиражировать" во всех других купах республики. Это сердцевина реформы. Вся республика - это около полутора-двух тысяч купов. На уровне купа создается естественным образом объединенная власть из официальной и неформальной половин. Вся пирамида будет сугубо демократической по форме и сути. Власть будет зависеть от гражданина и одновременно опираться на население. К купу можно обращаться с требованиями освободиться от банд, притонов, наркомании и так далее. Он основа программ просвещения, оздоровления общественной морали. Ни один претендент не пройдет во власть, минуя этапы выдвижения Советами. В Советах купов аккумулируется весь резерв будущей власти. Члены Совета купа знают все о нуждах, профессиональных навыках, способностях и возможностях каждого жителя. На основании этих сведений сообщество мобилизуют на массовые мероприятия, общественные работы, акции народной дипломатии, на отпор злоумышленникам. Исходя из своих финансовых возможностей (отчисления предприятий, расположенных на его территории), сам куп или несколько купов создают рабочие места, необходимые жителям непроизводственные учреждения: лечебные, образовательные, культурные, спортивные и иные. Вслед за властью купа на территории "плацдарма" формируется сельская власть. Окончательное становление местной власти - это и есть фактическая нормализация ситуации.

- Насруды Калугич, каков должен быть алгоритм создания вышестоящих ступеней власти?

- Члены Совета купа не выбираются - 20-25 неформальных лидеров жителям известны. Выдвигаются три кандидатуры, а граждане выбирают из них главу купа. Глава купа сочетает в одном лице функции официальной исполнительной власти, представительной - как член и председатель Совета купа и член Совета села от своего купа. Два других кандидата получают в соответствии с числом отданных за них голосов статус первого и второго помощников главы купа. Для немусульманской части Чечни секторальный компонент властной пирамиды будет устроен с учетом опыта и традиций соответствующего этноконфессионального сообщества. Проблем здесь не возникнет, тем более что у казачества традиции организации власти в принципе очень близки к чеченским. Члены Совета села тайным голосованием выбирают главу села, который автоматически становится председателем Совета села. Этот акт аннулирует его руководство купом и Советом купа, которое до новых выборов переходит к первому помощнику. Совет села принимает бюджет, утверждает штатное расписание для работников бюджетной сферы, назначает и снимает руководителей ключевых должностей исполнительной власти. Средства в бюджет села поступают из отчислений купов, а также предприятий сельского значения. Плановые сессии Совета села еженедельные. Главы сел автоматически становятся членами Совета района. Совет района тайным голосованием выбирает главу района, и он автоматически становится председателем Совета района. В родном селе нового главы района выбирается другой глава села. Совет района принимает бюджет, назначает и смещает на своих ежемесячных сессиях руководителей ключевых должностей исполнительной власти района. Средства в бюджет поступают из отчислений сел и предприятий районного значения. Неформальная власть республики - президиум Совета старейшин, президиум Совета потомков Пророка Мухаммада, устазов и шейхов, президиум Совета религиозных авторитетов, президиум Совета светских авторитетов. Во главе каждого - председатель. Официальная власть республики - трехпалатный парламент: палата глав районов, палата законодателей, палата "экономистов". В каждой 20-22 человека, во главе - председатель. Палата законодателей работает над проектами законов и близких им по значимости нормативных актов, которые там же проходят первую аттестацию, контролирует исполнения принятых. Палата "экономистов" ведает планированием, экспертизами, исполнением программ республиканского значения в сфере производства. Палата глав районов принимает окончательное решение по законам и проектам. Депутаты - "законодатели" и "экономисты" избираются прямым, тайным голосованием в округах, нарезка которых в ряде случае не совпадает с границами районов. При нарезке учитывается одновременно число жителей и площадь округа. По этим же округам предполагается создание промежуточных структур неформальной власти. В них будут стекаться предложения кандидатур на места депутатов округа. Исходя из них, Совет округа предложит избирателям три кандидатуры на одно место депутата. Депутаты парламента выбирают главу республики, который по совместительству займет пост председателя парламента.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1996
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1272
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
940
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1241

Другие новости