ПРИЛЕТАЯ в новосибирский аэропорт "Толмачево", даже не все местные жители знают, что международный терминал - это бывший ангар для большого Ила. Когда его начали "превращать" в терминал, ангар был уже процентов на 70 готов. Внутри шли отделочные работы... Правда, история международного аэропорта в Новосибирске начиналась с более масштабных планов.
ИСТОРИЯ АНГАРА, ПРЕВРАЩЕННОГО В ТЕРМИНАЛ
В далеком 1991 г. правительство РФ утвердило комплексный проект строительства международного аэропорта в Новосибирске. Его разработала американская корпорация "Боинг", причем на свои кровные. Завершить строительство рассчитывали через 15 лет. Проект претендовал на стройку века, поскольку международный аэропорт в столице Сибири сократил бы время авиарейсов между Европой и Азией на несколько часов. Именно поэтому "Боинг" и взялся за разработку проекта. Интерес к нему проявляли Чикагский финансовый консорциум, "Сименс", "Люфтганза" и другие фирмы. А уж какие выгоды сулил международный аэропорт Новосибирску, тогда даже трудно было предугадать. Фактически план "Боинга" предусматривал небывалое развитие инфраструктуры вокруг международного аэропорта. В проект включили строительство скоростной дороги, ведущей в Толмачево, вдоль которой должны были расположиться АЗС, гостиницы, стоянки и т.д. Кроме этого из Новосибирска в Толмачево предполагалось протянуть скоростную ветку метро. В самом аэропорту намеревались создать ряд коммерческих зон. Объем вложений по тем временам оценивался в огромную сумму - более миллиарда долларов США.
Для реализации проекта Новосибирская обладминистрация, которую тогда возглавлял Виталий Муха, уже в начале 1992 г. создала Дирекцию по строительству международного аэропорта. Ее руководителем назначили бывшего чиновника - зампреда новосибирского горисполкома Валерия Колтунова. А в следующем году дирекция была реорганизована в акционерное общество открытого типа "ТрансСибАвиа".
Однако сбыться этим грандиозным планам было не суждено. Новосибирская областная администрация была вынуждена начать строительство на собственные, скудные по сравнению с проектными средства. Правда, по региональным меркам деньги, которые областные власти выделяли на строительство теперь уже скромного терминала, все же были немалыми. Во всяком случае, их хватило на "проекты", которые со строительством были связаны настолько условно, что этим заинтересовались сначала областные депутаты, а затем и правоохранительные органы. Похоже, что "нецелевая" деятельность "ТрансСибАвиа" оттолкнула и потенциальных инвесторов, в первую очередь зарубежных.
По официальным данным, еще в 1996 г. было признано, что строительство международного терминала с самого начала велось с нарушением строительного законодательства. На август 1996-го полного проекта у "ТрансСибАвиа" так и не было. Даже урезанный вариант на тот момент не прошел экспертизы. Это, по мнению специалистов по архитектурному надзору, постоянно приводило к браку в строительстве. Кстати, только на одну кровлю, которой не один раз покрывали крышу терминала, "ТрансСибАвиа" затратила колоссально неоправданные средства. Когда международный терминал все же сдали в эксплуатацию в 1998 г., третья кровля не на шутку потекла. Внутри здания был практически полностью испорчен "армстронговский" навесной потолок. Пришли в негодность полы и мебель в зале VIP. Ущерб составил около 200 тыс. новых рублей. Уже после сдачи терминала в эксплуатацию начались обрушения фасадных финских стекол. Собственник международного терминала к тому времени - аэропорт "Толмачево" постоянно был вынужден нести убытки из-за появившихся недостатков.
"Роковую" роль в истории международного терминала сыграла фирма "ТрансСибАвиа".
ЧТО ПЕРЕВОЗЯТ В ПУСТЫХ ЧЕМОДАНАХ?
Фирма "ТрансСибАвиа" была создана с целью поиска инвестиций в строительство. (Под это был получен американский грант.) Формально предприятие этим и занималось. Однако печальные итоги работы "ТрансСибАвиа" стали широко известны в 1997 г., когда депутаты Новосибирского облсовета провели проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Ее вывод был обескураживающим: "Широко разрекламированная кампания по созданию крупного международного аэропорта в Новосибирске, построенного по международным стандартам с привлечением иностранных и отечественных инвестиций, полностью провалилась. Пятилетние усилия администрации области по проекту "Международный аэропорт" в итоге свелись к попытке строительства небольшого терминала, в основном за счет бюджетных средств области. Такой итог нельзя признать положительным, особенно если принять во внимание большое количество злоупотреблений, допущенных в расходовании бюджетных средств".
Нескольким иностранным специалистам, которые принимали участие в подготовке строительства, было выплачено в общей сложности более 400 тыс. долл. Например, один из "консультантов" фирмы "ТрансСибАвиа" Боб Стайнер получил 309 тыс. долл. В Новосибирске он был всего лишь однажды с набросками к бизнес-плану. Около 100 тыс. долл. из областного бюджета "ТрансСибАвиа" потратило на организацию более 300 встреч с более чем 70 инофирмами. Кроме этого, "под контакты с иностранцами" большие средства дирекция "ТрансСибАвиа" использовала в личных целях.
Руководство предприятия арендовало "для иностранных специалистов" апартаменты в гостинице в Заельцовском бору, которую издавна именовали "обкомовскими дачами". При этом обладминистрация даже дала скидки на аренду помещений. Правда, зарубежные специалисты жили в городской гостинице, а в обкомовских апартаментах расположился директор "ТрансСибАвиа" Валерий Колтунов с домочадцами. Всего аренда жилья на обкомовских дачах обошлась бюджету в сумму более 234 млн. неденоминированных руб. Из них более 230 млн. уплачены за помещения, закрепленные за Валерием Колтуновым. Для сравнения: проживание и прием иностранных спецов обошелся в сумму около 4 млн. недоминированных руб. Всего, например, с 1995 по первый квартал 1997 г. нецелевое использование средств, выделенных на строительство терминала, исчисляется суммой почти в 13 млрд. руб.
Тратились деньги на некое мараловодческое хозяйство "Куюмское" в Горном Алтае. Приличные средства ушли на покупку дорогостоящих квартир в центре Новосибирска для Валерия Колтунова. В общей сложности - четырех, в том числе двухуровневой общей площадью 357 кв. м. Как выяснили депутаты, оплата за жилье частично была произведена из средств "ТрансСибАвиа", а также внесена наличными. Не гнушался Валерий Колтунов даже "мелочью". В ходе одной из проверок КРУ Минфина РФ был вскрыт факт двойной оплаты расходов по командировке Валерия Колтунова во Франкфурт. Один раз командировку в Германию ему оплатило постороннее предприятие, второй - собственное "ТрансСибАвиа", причем по ксерокопиям авиабилетов. "Хорошие деньги" от Колтунова получал молодежный театр "Глобус". Дело в том, что нынешний директор табаковского МХАТа Мария Ревякина - бывший руководитель новосибирского "Глобуса" и жена Валерия Колтунова. Не в этом ли секрет финансового благополучия "Глобуса", позже названного блестящим менеджментом Марии Ревякиной во времена, когда в других театрах Новосибирска по нескольку месяцев не платили зарплату? Кстати, когда Валерия Колтунова отстранили от должности директора "ТрансСибАвиа", он нашел пристанище в родном театре "Глобус".
В одном из своих интервью в 1997 г. Валерий Колтунов рассказывал об "интересном предложении" из Австрии. Он заметил, что у "ТрансСибАвиа" появилась возможность получить кредит в 1,2 млрд. немецких марок под 6,5% годовых на 25 лет, да с отсрочкой погашения на 4,5 года. Как выяснилось позже, речь шла о некоем австрийском гражданине Стефане Ландау, представляющем собственную фирму, которая якобы и нашла щедрого инвестора. Господин Ландау был и ранее знаком Валерию Колтунову. Ведь за его, по официальным данным "ТрансСибАвиа", адвокатские услуги в 1993-1995 годах было выплачено 54 тыс. долл. и 28 тыс. немецких марок.
Стефан Ландау поучаствовал и в снабжении оборудованием для синхронного перевода новосибирского молодежного театра "Глобус". Правда, при этом Западно-Сибирским таможенным управлением был зафиксирован факт необоснованного перевода за границу валютных средств в размере 250 309 австрийских шиллингов, поскольку вместо оплаченного оборудования в адрес театра пришли... пустые транспортные чемоданы. Нынешнему директору МХАТа Марии Ревякиной, работающей теперь рука об руку с Олегом Табаковым, тогда удалось все списать на ошибку отправителя. Кстати, Стефан Ландау успел "засветиться" даже в деле бывшего начфина ФАПСИ генерал-майора Валерия Монастырецкого.
ПРИ ВСЯКОЙ ВЛАСТИ ВСЕГДА ПРИ ДЕЛЕ
На протяжении всех лет, пока шло строительство международного терминала, директор "ТрансСибАвиа" Валерий Колтунов пользовался неизменным покровительством власти.
Дирекция по строительству международного аэропорта в Новосибирске, а затем и АООТ "ТрансСибАвиа", напомню, были созданы при губернаторе Виталии Мухе в 1992 г. Уже в конце следующего года областные депутаты, видя неэффективность работы "ТрансСибАвиа", забеспокоились и стали задавать власти неудобные вопросы. Похоже, Валерию Колтунову было не миновать "грозы", ведь некоторые факты из вышеизложенного были уже известны многим. Но в октябре 1993-го президент Борис Ельцин снял Виталия Муху и назначил на его место бывшего начальника Колтунова - мэра Новосибирска Ивана Индинка. Впрочем, депутатский корпус это не остановило. В конце 1994 г. тогдашний председатель Новосибирского облсовета Анатолий Сычев попытался выяснить ситуацию вокруг терминала. Но у него ничего не вышло. Более того, примерно тогда же областной совет был вынужден открыть лимит финансирования "ТрансСибАвиа". Правда, депутаты ограничились лишь первым кварталом 1995 г. Но администрация Ивана Индинка продолжала финансировать предприятие и в последующие месяцы без всякого на то "разрешения" облсовета уже из резервного фонда главы области.
Надо заметить, что в 1994 г. "ТрансСибАвиа" должно было "исчезнуть", так как завершалось финансирование в рамках американского гранта. Именно тогда администрация Ивана Индинка превращает фирму Колтунова в заказчика строительства. Возникает новая схема финансирования через Фонд развития и поддержки инфраструктуры транспортно-дорожного комплекса, связи и информатики Новосибирской обладминистрации. Теперь средства для "ТрансСибАвиа" оформляются как краткосрочные ссуды фонда. Согласия депутатов уже как бы не требуется. Это происходит накануне первых демократических выборов губернатора в Новосибирской области.
Несмотря на то что позже выигравший выборы Виталий Муха признается, что ему было "и горько и смешно" читать о трансформации "ТрансСибАвиа" в заказчика строительства, для Валерия Колтунова и его команды ничего не изменилось. Фирму Колтунова по-прежнему продолжали исправно финансировать. Правда, при Мухе в 1996 г. областные депутаты все же сумели инициировать проверку. Благодаря ей в начале 1997 г. скандал вокруг "ТрансСибАвиа" вышел наружу. В это же время в Новосибирской городской прокуратуре в отношении Валерия Колтунова было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 160 УК РФ - "Присвоение или растрата".
СЛЕДОВАТЕЛИ ПРИХОДЯТ И УХОДЯТ, А ДЕЛО ОСТАЕТСЯ
Уголовное дело в отношении Валерия Колтунова было возбуждено 19 февраля 1997 г. Следствие длилось больше полутора лет, поскольку было передано в суд лишь в начале октября 1998 г.
За более чем полтора года следствие по делу Колтунова неоднократно приостанавливалось, трижды руководство УВД меняло в бригаде следователей. По некоторым данным, первый следователь, принявший уголовное дело к производству, вскоре ушла в отпуск, а затем вообще из милиции, прислав заявление об уходе почтой. В июне 1998 г. руководство ГУВД Новосибирской области заменило следственно-оперативную группу, работавшую по делу Колтунова, одновременно отказавшись от услуг сотрудников местного управления Федеральной службы безопасности. Результатом такой активной работы милиции стала передача в суд уголовного дела против Валерия Колтунова, состоящего из двух эпизодов. Остальная деятельность руководителя "ТрансСибАвиа" была выделена из уголовного дела и направлена в областной ОБЭП на дополнительную проверку. На дополнительную проверку отправили эпизоды, связанные со строительством терминала, покупкой и ремонтом квартир Валерия Колтунова, с мараловодческим хозяйством "Куюмское", приобретением автомобилей, неоправданным переводом валютных средств за рубеж...
Вскоре, после того как дело передали в Новосибирский областной суд, защита Валерия Колтунова добилась его перевода в районный Октябрьский суд. Оттуда дело было отправлено на доследование. Затем уголовное дело на основании ст.6 УПК РФ вследствие изменения обстановки было вообще прекращено. Правда, такое основание для закрытия уголовного дела на юридическом языке называется "нереабилитирующим". Кстати, незадолго до передачи уголовного дела в суд областная администрация представляет в правоохранительные органы на Валерия Колтунова блестящую характеристику.
Впрочем, "похоронить" дело не дала Генеральная прокуратура РФ, и в июле нынешнего года дело вновь попало в суд. И вновь... было отправлено на доследование. По мнению специалистов, в данном случае речь идет о формальностях, которые следствие должно устранить достаточно быстро. Вот только устранит ли? Не получится ли так, как в первый раз, и дело заново спустят на тормозах? Ведь ущерб, который, по мнению следствия, нанесен Валерием Колтуновым государству, исчисляется несколькими сотнями тысяч долларов. Достаточно сказать, что дирекция "ТрансСибАвиа", состоявшая из 16 специалистов, потратила на свое существование денег больше, чем весь депутатский корпус Новосибирской области. Кстати, одной из причин, по которой дело Колтунова никак не может пройти судебные инстанции, может быть потенциальная ответственность новосибирских областных чиновников, сквозь пальцы смотревших на деятельность "ТрансСибАвиа". Ведь администрация Новосибирской области владела 80-процентным пакетом акций фирмы Колтунова.
Сейчас бывший директор "ТрансСибАвиа" Валерий Колтунов в ожидании суда находится под подпиской о невыезде. Но, похоже, надежды на благополучный исход дела он не теряет. Теперь его видят в обществе супруги полпреда в Сибирском федеральном округе Ирины Драчевской, которая возглавляет реконструкцию Новосибирского театра оперы и балета. Злые языки утверждают, что "компетентного строителя", который упустил возможность превратить Новосибирск в мировой транзитный центр авиаперевозок, ей порекомендовали в Новосибирской обладминистрации.
Новосибирск