БОЛЕЕ трех недель на севере Дагестана безуспешно ведут борьбу с нашествием азиатской саранчи. Прожорливые полчища вредителей, преодолев приграничную со Ставропольским краем и Калмыкией реку Кума, за три-четыре дня покрыли территорию площадью 70x10 км вдоль границы со Ставропольщиной и Калмыкией. Несмотря на все предпринятые меры по уничтожению вредителей, насекомые тучами слетелись на хлебные массивы, кормовые угодья и пастбища Кочубейского, Тарумовского, Кизлярского районов, в меньших масштабах они обнаружены в Бабаюртовском и Хасавюртовском районах, а также в предгорном Буйнакском и Левашинском районах.
Имеющихся средств и сил в республике для уничтожения насекомых недостаточно. Через каждые два часа на заседании штаба по борьбе с саранчой обсуждается в основном один вопрос - нехватка пестицидов и техники. Большинство самолетов Ан-24 ГП "Авиакомпания "Авиалинии Дагестана" было распродано еще десять лет назад, 7 самолетов работают в городе Шахты Ростовской области, а оставшиеся в Махачкале 2 самолета требуют капитального ремонта. Несмотря на то что об угрозе массового распространения саранчи специалисты предупреждали еще в октябре прошлого года, в республике имелось всего 900 кг пестицидов, не была своевременно мобилизована техника и люди.
Саранча успешно преодолевает даже вышедшие из берегов после дождей реки Кума, Терек, Сулак. Дополнительные трудности в первые дни возникли с военными, которые только на третьи сутки разрешили полеты трем самолетам, прибывшим из Минеральных Вод, Ростова-на-Дону и Кабардино-Балкарии для обработки сельхозугодий специальными ядохимикатами. Задерживает темпы борьбы с насекомыми пасущийся в этих местах скот, который хозяева не вывозят с территорий, подлежащих обработке. Сельхозорганизации не желают терять пастбища после загрязнения ядохимикатами и нести дополнительные расходы на транспортировку скота.
Минсельхозпром Дагестана забил тревогу. В адрес глав правительства России руководители соседних субъектов страны отправили телеграммы, которые заканчиваются традиционно: "...требуются незамедлительные меры. Просим вашего срочного вмешательства".
Два дня назад в республику из Москвы прилетел еще один, уже четвертый, самолет для распыления ядохимикатов. На открытых территориях работает спецтехника. В местах, где невозможно задействовать технику, работают люди с ранцевыми аппаратами-опрыскивателями. Несмотря на то что ядохимикаты уничтожают саранчу почти на 100%, последние быстро охватывают дополнительные территории - в среднем по 10 кв. км за сутки.
Саранча уже сменила свой наряд с песчаного цвета на зеленый, и очевидно, что через несколько дней ей удастся отложить яйца для повторного нашествия в следующем году. Но в этот раз территория кладки будет не только вдоль реки Кума на севере республики, но и в центральном Дагестане. В следующем году насекомых будет значительно больше как по количеству, так и по территории ее охвата.
Уже очевидно, что успешной борьбы с саранчой не получилось. С самого начала борьбы с саранчой специалисты говорили о необходимости ее уничтожения в течение инкубационного периода - 10 дней, пока взрослая особь не окрылилась и не была способна к воспроизводству. С тех пор прошло уже три недели... На вчерашний день было обработано всего 6 тыс. из 70 тыс. га.
Очевидно, что в следующем году с саранчой придется бороться уже в 15 районах республики, причем не столько с применением самолетов и наземной техники, сколько с помощью индивидуальных переносных опрыскивателей. Связано это с тем, что распыление пестицидов с помощью техники ведет и уже привело к загрязнению сельхозугодий. Вместе с саранчой гибнут животные и рыба, сотни тысяч мертвых насекомых, начиненных ядохимией, по рекам Кума и Терек выносятся в Каспийское море.
Вызывает недоумение тот факт, что до сих пор не было сказано о предварительном ущербе от ожидаемого еще с прошлого года нашествия саранчи. Наблюдатели говорят уже о полностью уничтоженных 20 тыс. угодий. Кому-то беда на руку. Например, тем, кто сумеет списать под беду десятки тысяч якобы засеянных площадей различных культур. Заинтересованные службы и организации получат дополнительную помощь из республиканского и федерального бюджетов. Пострадали же фермеры и рядовые труженики колхозов, которые рассчитывали получить часть урожая.
Махачкала