НА МНОГИХ военных специалистов парад, состоявшийся на Красной площади 9 мая, произвел по большей части нерадостное впечатление. Чувствовалось, что традиции воинских ритуалов в стране в значительной степени утрачены и торжественное прохождение войск мимо стен Кремля в День Победы - лишнее тому подтверждение.
Советские обычаи проведения парадов были в значительной степени заимствованы от русской императорской армии. После 1917 г. новые власти не пошли на значительную модернизацию устоявшегося церемониала. Более того, они бережно отнеслись к наработкам, сложившимся за последние двести лет. Однако начиная с 1995 г. незыблемые, казалось, традиции начали претерпевать заметные изменения и, как это совершенно очевидно, далеко не в лучшую сторону.
"НГ" от 8 мая уже обращалась к вопросу о переменах в "формате" парадного расчета. Куцые "коробочки" батальонов совершенно не смотрелись на обширном пространстве Красной площади. Била в глаза заметно ухудшившаяся в сравнении с советскими временами и строевая выправка военнослужащих. В шеренгах и колоннах отсутствовало былое равнение. На лицах участников парада в момент торжественного прохождения порой появлялись совершенно не соответствующие значимости события гримасы. Весь же парад войск Московского гарнизона занял чуть более десяти минут.
По его окончании на площади началась демонстрация разного рода новшеств, как представляется, мало совместимых с государственным праздником и общей атмосферой величия и мощи, изначально присущей этому воинскому ритуалу. Всего минуту назад исполнявший "Славься" Михаила Глинки оркестр начал исполнять мелодии, которые, вероятно, украсили бы площадки Парка культуры и отдыха, однако довольно странно сочетались с проведенным парадом.
Упражнения с карабинами бойцов роты почетного караула, по затраченному времени сопоставимые с прохождением войск, были бы уместны на открытии спортивного праздника на стадионе, но завершать ими военный парад в день государственного праздника, по всей видимости, не стоит. Тогда вполне логичным будет выглядеть и следующий этап совершенствования церемониала - вынос на площадь носилок с кирпичами и ящиков с бутылками и разбиение оных о головы бойцов спецподразделений. Наконец, прочитать слова, выкладываемые солдатами роты почетного караула из карабинов, удалось бы разве что с большой высоты. С гостевых же трибун у Кремля они были практически неразличимы.
Впервые за много лет на Красной площади не развевались ленточки бескозырок. Морская пехота Балтфлота при всех ее несомненных достоинствах замена флоту далеко не равноценная. Морской парадный расчет в составе одного военно-морского вуза и Нахимовского военно-морского училища мог бы достойно представить ВМФ как вид Вооруженных сил в столице.
На гостевые трибуны Красной площади пригласили многих заслуженных маршалов, генералов и адмиралов советских времен. Невооруженным глазом было видно, что удовлетворения от военного парада на лицах стариков-военачальников нет. Высшие руководители Вооруженных сил СССР привыкли к совершенно другим картинам.
Видимо, не всем понятно на Олимпе власти в стране, что при организации и проведении военного парада речь идет о престиже и национальной гордости державы. Экономия на подобном мероприятии более чем неуместна. Это всегда выйдет боком. Для сравнения: в июне 1945 г. экономическое положение страны было не лучше, а, наверное, даже и во многом хуже, чем ныне. Народ откровенно бедствовал и нуждался в самом элементарном. Однако на Параде Победы было решено не экономить. В частности, десять тысяч комплектов парадного обмундирования совершенно нового образца для воинов - участников парада пошили все московские ателье и мастерские за считанные дни и ночи. Заметим: тогда не было телевидения, и триумф Вооруженных сил, разгромивших вермахт и его союзников, не транслировался в прямом эфире на весь мир.
Странное впечатление произвело и врученное накануне парада министру обороны знамя Вооруженных сил, представлявшее прямоугольник красной материи. Никаких надписей или лозунгов на нем заметно не было. В таком виде оно больше напоминает простой штурмовой флаг ротного или батальонного уровня.
Сегодняшние финансово-экономические затруднения страны можно понять и объяснить, однако престиж государства не может быть в некоторых случаях измерен в тоннах, рублях, литрах горючего или же сутко-дачах продовольствия. Цена воинского ритуала на главной площади страны несоизмеримо выше.
***
ВЫСТУПЛЕНИЕ президента России перед участниками парада на Красной площади в Москве 9 мая было в меру пафосным и довольно кратким. Поблагодарив ветеранов за мирный труд и труд ратный, за мужество и выдержку и за то, что и сегодня они рядом с нами, Владимир Путин заявил, что в этом празднике 9 мая навсегда слились величие и память, народная гордость и народная память. Все дальнейшие слова главы государства были обращены главным образом к молодому поколению, которое не только должно заботиться и оберегать ветеранов, но и помнить о победных традициях, ставших духовным стержнем Российской армии, которая сегодня развивается, строится по-новому, обретает современные черты. Одним из таких святынь, которые, по словам президента, "мы не вправе предавать", стало Красное знамя Вооруженных сил - оно снова в строю. Таким образом, президент поставил точку в споре о символах государства.
Говоря об уроках Второй мировой войны, Путин подчеркнул, что они нужны нам сегодня. "Они учат находить равновесие между силой и разумом. Предупреждают, что пособничество насилию, пособничество экстремизму ведет к страшным трагедиям, - заявил президент. - Весь опыт послевоенной истории говорит: нельзя построить безопасный мир только для себя и тем более в ущерб другим". Эти слова президента были не только обращены в недавнее прошлое Советского Союза, поддерживавшего, как известно, многие "революционные" режимы и получившего в конце концов Афганистан, но в большей степени адресованы тем сегодняшним политикам внутри страны и за рубежом, кто до сих пор осуждает Россию за военные действия в Чечне. Еще один адрес - администрация США, одобрившая создание американской ПРО и нарушающая таким образом все прежние международные договоренности.
Впервые за многие десятилетия, говоря о Великой Победе великого народа, глава государства ни разу не упомянул привычное всем словосочетание "советский народ". Впрочем, сделано это было довольно изящно. Путин говорил о том, что "победа возвысила нашу страну, прославила народ России, сплотила и закалила его". Он подчеркнул, что такая победа есть далеко не у каждого народа и быть ее наследниками - это не только высокая честь, но и прежде всего ответственность. Свое выступление он закончил словами: "Слава народу-победителю! Слава России!" Кажется, никто из ветеранов Великой Отечественной и никто из политиков даже не заметил этой весьма показательной новации в речи президента.
В то же время Владимир Путин направил поздравления с годовщиной Победы президентам стран - членов СНГ Гейдару Алиеву, Роберту Кочаряну, Александру Лукашенко, Эдуарду Шеварднадзе, Нурсултану Назарбаеву, Аскару Акаеву, Владимиру Воронину, Эмомали Рахмонову, Сапармурату Ниязову, Исламу Каримову и Леониду Кучме. В частности, в послании президенту Армении говорится о том, что "победа над общим врагом была одержана благодаря героическим усилиям всех народов СССР", а в послании президенту Азербайджана отмечен "весомый вклад в дело Победы", который внесли азербайджанцы - воины и труженики тыла. В письме Лукашенко он подчеркнул, что главная задача строительства союзного государства - "обеспечить народам России и Белоруссии достойную жизнь в условиях подлинного мира и благосостояния". А в послании Кучме говорится о том, что великий День Победы "всегда будет символом нашего общего героического прошлого, которое связывает наши народы узами крепкой многовековой дружбы".
Выступая затем на торжественном приеме в Кремле, Владимир Путин призвал хранить стратегическую стабильность в мире и не допустить расползания локальных конфликтов. Таким образом, нынешний День Победы стал серьезным поводом для того, чтобы еще раз отметить значимость и необходимость приблизить другую победу - над чеченскими сепаратистами. Сегодня именно это - главная "головная боль" Владимира Путина. Обращаясь к присутствующим в зале фронтовикам, президент заявил, что "долг нашего поколения - научить своих детей жить, как вы, работать, как вы, вложить в души наших детей любовь к России". По всему видно, что это тоже в немалой степени заботит главу государства. Ведь попытка найти "новую российскую идею", которая сплотила бы весь народ в некоем едином порыве, пока не увенчалась успехом. Президент хотел бы видеть патриотизм не только старшего поколения, но и молодежи, однако он не может не знать о том, что понятия патриотизма сегодня у них несколько разные. Именно поэтому он дал своеобразную политическую установку на патриотическое воспитание, подчеркнув, что "и спустя столетие каждый в России будет знать о Бресте и Сталинграде, Курской дуге и Ленинграде, о взятии Берлина". По словам президента, День Победы над фашизмом "возвышает народ, укрепляет дух, воспитывает характер и дает веру в страну". И все же во всех речах главы государства слышался и другой подтекст: нужна еще одна победа, одна на всех. Вот только за ценой теперь придется постоять.