РЕКОРДНЫЙ рост демонстрируют цены на бензин в США на протяжении последних дней. Так, за одну торговую сессию 27 апреля они повысились сразу на 1,115 долл. за галлон. Это превосходит "рекорд" 23 августа 1990 года, когда из-за вторжения иракских войск в Кувейт цена на бензин в США подскочила за день на 1,11 долл. за галлон. Однако тогда скачок цены был оправдан чрезвычайными обстоятельствами. Сейчас же резкий рост цен на бензин в США наблюдается в сугубо мирное время.
Причиной небывалого роста цены фондовые аналитики считают особую ситуацию, сложившуюся на американском рынке. Так, по мнению аналитика инвестиционной компании "НИКойл" Геннадия Красовского, в США сейчас период традиционного перерыва между пиком потребления нефтепродуктов в отопительный сезон и летним повышением спроса автолюбителей на горючее. Нефтеперерабатывающие заводы США, да и всего мира используют этот период для профилактического ремонта. Однако в этом году, по оценкам аналитика инвестиционной компании "Проспект" Дмитрия Дружинина, летний сезон спроса наступил раньше, что и сказалось на цене, так как многие заводы уже на ремонте. По его расчетам, высокий спрос, а соответственно и повышение цены сохранятся до конца летнего сезона.
Другой эффект, который будет влиять на повышение цены бензина уже в долгосрочной перспективе, - это жесткие экологические требования к нефтепродуктам. Нефтеперерабатывающие заводы развитых стран в ближайшие несколько лет должны провести кардинальную модернизацию оборудования, чтобы их продукция отвечала новым требованиям. По оценке Геннадия Красовского, это приведет к эффекту "бутылочного горлышка", когда нефти много, а мощностей по переработке ее в высококачественный бензин мало. Кроме того, для подобной переработки подходит только нефть лучших марок, остальную необходимо специально очищать. Поэтому динамика цены конечного продукта зависит от того, насколько собственники заводов готовы к масштабным инвестициям в модернизацию своего производства.
В любом случае, по оценке аналитика "НИКойла", запасов нефти на американских НПЗ достаточно, а нынешнее повышение цен на бензин носит психологический характер. И главным, кто от этого "стрижет купоны", являются правительства стран Европы и Северной Америки, чьи налоги в цене бензина составляют 60-70%.