ВЕРОЯТНО, уже в ближайшее время правительство кардинально изменит существующее положение монополистов на рынке. Вчера кабинет министров фактически дал старт представленной Министерством путей сообщения и Министерством экономического развития и торговли программе структурной реформы железнодорожного ведомства. Причем в этот раз рассматриваемый правительством проект не вызвал практически никакого явного недовольства со стороны премьер-министра. Более того, открывая заседание правительства, Михаил Касьянов заметил, что "опасения скептиков в отношении перспектив реформирования железных дорог не оправдались". Единство мнений позволило обеспечить и явное сближение позиций уже бывших оппонентов МПС из МАП и Минэкономразвития.
Напомним, что впервые программу реструктуризации железнодорожной отрасли ведомство Николая Аксененко представило правительству осенью прошлого года. Но тогда из-за многочисленных замечаний проект был отправлен на доработку. Впоследствии, заручившись поддержкой специально приглашенных западных консультантов - компаний McKinsey и Arthur Andersen, Николай Аксененко предложил уже измененный вариант концепции, который и был принят за основу.
После вчерашнего заседания министр экономического развития и торговли Герман Греф заявил, что первыми шагами реформирования станет упорядочение финансовых потоков. Предполагается, что этот этап растянется на 18 месяцев, поскольку лишь за такое время возможно четкое разделение функций государственного управления и хозяйственной деятельности. Что же касается создания ОАО "Российские железные дороги", то образование этой компании планируется не ранее 2003 года. Однако этим реформа не ограничится. Второй этап продлится с 2003 до 2005 года. За это время во вновь образованной компании предполагается разделение на "дочки" по видам бизнеса.
По оценкам железнодорожников, на первом и втором этапах отрасли потребуются инвестиции в объеме 785 млрд. руб. Впрочем, судя по словам министра путей сообщения, уже в текущем году МПС только с учетом амортизационных отчислений инвестирует в развитие отрасли около 90 млрд. руб. Кроме этого дополнительно не менее 20 млрд. руб. ведомство предполагает инвестировать за счет получения прибыли.
Однако не все на заседании правительства прошло так гладко, как хотелось бы разработчикам. Опасения, связанные с возможным увеличением проблем военных перевозок в ходе реформирования МПС, которые высказал на недавних парламентских слушаниях начальник Генштаба Вооруженных сил России Анатолий Квашнин, не остались незамеченными. Уже в ближайшие три месяца должен быть разработан проект специальной подпрограммы по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности страны.