КАК ИЗВЕСТНО, главной причиной резкого охлаждения отношений между США и Россией американская сторона называет намерение нашей страны активизировать сотрудничество с Ираном в военно-технической сфере и в области атомной энергетики. Впрочем, еще с начала 90-х годов Запад, и в первую очередь США, с завидным постоянством выдвигают в адрес России обвинения в нарушении соответствующих международных договоренностей. При этом не было приведено ни одного факта совершенной между Москвой и Тегераном "преступной сделки".
В интервью британской газете "Санди телеграф" министр обороны Дональд Рамсфелд и его заместитель Пол Вулфовиц заявили недавно, что Россия - "самый активный распространитель опасных военных технологий" и Америке следует пересмотреть политику сотрудничества с нею на высоком уровне. Разумеется, высказывания этих двух деятелей не остались незамеченными российской стороной. МИД РФ сделал соответствующее заявление, в котором говорится, что подобные обвинения, выдвинутые представителями Пентагона в духе холодной войны "идут вразрез с публичной позицией нового американского президента, а именно в том, что Россия и Соединенные Штаты не являются противниками и не угрожают друг другу".
Действительно, Россия видит в Иране не только стратегически важного соседа, с которым необходимо развивать нормальные отношения, но и торгового партнера. Все соглашения, подписанные между Москвой и Тегераном, строятся на основе международных обязательств и меморандума, подписанного в 1995 году в рамках российско-американской комиссии "Гор-Черномырдин", вокруг которого сегодня раскручивается скандал в Вашингтоне. Однако российско-иранские контакты всегда находились под пристальным международным вниманием и контролем. Вероятно, подобная открытость кому-то явно не по душе. Американская сторона избегает говорить о том, что иранские предприятия оснащены современным оборудованием так называемого двойного применения, которое произведено отнюдь не в России, а в США и Западной Европе. Результаты исследования состояния иранской ядерной программы, которыми, кстати, занимались западные разведывательные спецслужбы, показали, что с 1990 года Иран использует немецкие и швейцарские фирмы для приобретения балансировочных машин, а также диагностического и контрольного оборудования "двойного" назначения, которые могут быть задействованы в лабораторных исследованиях при создании газовых центрифуг, применяемых для обогащения урана. Кроме того, зафиксированы контакты иранцев с представителями британской компании по приобретению специального оборудования, которое можно использовать при разработке крышек центрифуг. Есть и другие весьма веские доказательства того, что иранские специалисты давно и успешно сотрудничают в области военных технологий со швейцарскими, итальянскими и германскими фирмами и консорциумами. Более того, электроэррозионное оборудование, позволяющее иранцам изготавливать детали и узлы для жидкостных ракетных двигателей, оснащено новейшим программным обеспечением производства США.
Эти факты говорят о позиции "двойных стандартов", применяемой администрацией США по отношению к торгово-экономическому сотрудничеству России со странами, экономическая и политическая ориентация которых не устраивает американцев. Между тем потери, которые несет Москва в результате пропагандистских акций, направленных на срыв экономических отношений с Ираном, оцениваются сегодня экспертами в сумму около 4 млрд. долларов. В последнее время в некоторых зарубежных и российских СМИ появились сообщения, что перестановки в кабинете Михаила Касьянова и, в частности, смена министра по атомной энергии приведет к замораживанию российско-иранского сотрудничества в области атомной энергетики. Однако источник, близкий к правительству России, сообщил корреспонденту "НГ", что новый министр Александр Румянцев не делал и не намерен делать никаких официальных заявлений по этому поводу. Как заявил вчера заместитель министра, статс-секретарь Минатома Булат Нигматуллин, "обвинения со стороны США необоснованны и направлены на подрыв конкурентоспособности России на международном энергетическом рынке". По словам Нигматуллина, развивая сотрудничество с Ираном, наша страна не нарушает никаких международных обязательств, и, несмотря на открытое давление со стороны Вашингтона, Россия успешно завершит строительство в Бушере атомной электростанции в 2003 году. "Уже в этом году, - сказал замминистра, - в Иран будут поставлены корпус, турбина и основное оборудование станции". Не исключено, что данная позиция России вызовет новый вал обвинений со стороны США в продаже "проблемным странам" ядерных секретов. Но вполне очевидно, что за этими обвинениями не стоит ничего, кроме желания самим занять выгодный иранский рынок.