Спикер Совета Федерации Егор Строев вчера и не пытался скрывать грусть по поводу дальнейшей судьбы верхней палаты.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
ПРАЗДНУЯ юбилейное, сотое, заседание и вспоминая, чем ознаменовались дни, проведенные в здании на Большой Дмитровке, сенаторам пришлось одновременно фактически "хоронить" Совет Федерации. Ведь со вчерашнего дня процесс обновления верхней палаты как раз и начался - российский сенат, согласно путинскому закону о порядке формирования Совета Федерации, принял в свои ряды новых членов.
Не нужно говорить, какое настроение царило и в кулуарах, и в самом зале заседаний. А поздравительная речь спикера СФ Егора Строева была произнесена лирически и прощально, впрочем, не без некоторой доли упрека. По его словам, за все годы, которые работала верхняя палата парламента, она стала своеобразным символом укрепления государства и стабильности и состоялась как палата регионов. Он не без грусти заметил, что за семь лет существования в Совете Федерации так и не сложилось фракций, а сама палата приняла тысячу федеральных законов и двенадцать кодексов. Более того, Строев особо подчеркнул, что СФ в прежнем виде наряду с законотворческой деятельностью внес вклад в укрепление роли государства, становление рыночной экономики и, что самое интересное, в укрепление вертикали власти. В конце своей речи он дал напутствие новым членам Совета Федерации и не преминул заметить, что "укрепление власти должно проходить на основе Конституции, законов и опыта лет". При этом Строев, словно обращаясь уже не к коллегам, а к главе государства, сказал, что в России всегда был двухпалатный парламент, а однопалатного не было никогда. Кроме того, по его словам, начинать укреплять властную вертикаль необходимо с фундамента (читай - регионов), "а не с крыши".
Вероятно, для того чтобы помочь главам регионов смириться с мыслью о необходимости в скором времени расстаться с возможностью вершить законодательную деятельность на федеральном уровне, для выступления пригласили предшественника Строева на посту главы Совета Федерации - Владимира Шумейко. Как-никак уж он-то на своем опыте пережил все то, что нынешним сенаторам только предстоит. Впрочем, успокоить сенаторов ему не очень-то удалось, поскольку свою речь он построил на попытках доказать губернаторам, что статус обновленной верхней палаты не снизится. Но для последних это вряд ли может служить утешением - в "неслабнущем" Совете Федерации теперь придется сидеть не им. Экс-спикер отметил, что Совет Федерации - это конституционный орган, его роль законодательная и интересы регионов "здесь всегда останутся". В заключение он прочитал стихотворение, которое, по его словам, пользовалось большим успехом у предшествующего состава верхней палаты, которому также в свое время предстояло покинуть насиженные кресла. Его содержание в полной мере отразило те настроения, которые испытывают сейчас главы регионов.
Когда с лирикой было покончено, сенаторы все же принялись за процедуру "посвящения" первых трех представителей - новых членов СФ. Первым стал представитель от Законодательного собрания Северной Осетии Валерий Кадохов, затем в ряды членов СФ приняли Геннадия Широконосова - представителя в Совете Федерации от исполнительных органов власти Курской области, а также Валерия Сударенкова - "делегата" новоизбранного губернатора Калужской области. Кстати говоря, Сударенкову работа в верхней палате уже знакома - он является бывшим губернатором Калужской области, главой которой 12 ноября этого года стал его прежний первый заместитель Вячеслав Паринов. Вероятно, на следующем заседании процедура "посвящения" будет длиться гораздо дольше - в Совет Федерации должно прибыть больше новых представителей сложивших с себя полномочия нынешних членов. Интересно отметить, что пример Дмитрия Аяцкова, который на днях заявил о своем решении досрочно выйти из состава верхней палаты, вызвало у его коллег только приступ смеха. Оказывается, он до сих пор не подал заявления с такой просьбой.
Как и предполагала "НГ", другой главной темой вчерашнего дня стала тема финансовой необеспеченности новых сенаторов. А в кулуарах Валерия Кадохова спрашивали не столько о том, каким он видит будущее верхней палаты, а о том, на какие средства и где он намеревается жить и на чьей машине ездить. Ведь никаких социальных гарантий членам обновляемого Совета Федерации не предусмотрено. Впрочем, судя по всему, для Кадохова и других уже сам факт статуса сенатора является компенсацией всех предстоящих издержек - по его словам, с машиной у него пока проблем нет, поскольку "по любому требованию ее присылают к подъезду", да и необходимость жить в гостинице, а не в личной квартире его тоже не смущает.