0
3146
Газета События Интернет-версия

22.08.2000 00:00:00

Самая страшная катастрофа отечественного флота

Тэги: Курск, подлодка


Норвежские и британские спасатели сделали все что могли.
Фото ИТАР-ТАСС (с экрана телевизора)

Именно так характеризуют случившееся с АПЛ "Курск" большинство специалистов российского флота. История советского и российского подводного флота катастроф подобного масштаба, как с К-141 "Курск", до сегодняшнего дня не знала. Так - за считанные секунды - атомные подводные лодки у нас до этого случая не гибли. Трагедия в Баренцевом море, по мнению отечественных экспертов, разыгралась буквально в течение нескольких мгновений. К числу наиболее вероятных версий гибели субмарины в настоящее время относят следующие.

В ракетно-торпедном отсеке - по не выясненным пока причинам - произошел сначала взрыв одной торпеды (скорее всего дальноходной парогазовой типа 65-76). Это привело к последующей детонации всего боекомплекта отсека, который мог насчитывать до 24 торпед, каждая с боевой частью в 200 и более кг тротила. От полученных серьезнейших повреждений лодка практически мгновенно уткнулась в дно, получила еще один мощнейший динамический удар, который привел к срыву с фундаментов основного оборудования и многочисленным механическим повреждениям внутри прочного корпуса. В результате удара и взрыва, по всей видимости, не сохранились аккумуляторные батареи. Возможно, возникли пожары.

Норвежские спасатели снимали процесс спасательной операции.
Фото НГ-фото с экрана телевизора

К сожалению, с горечью можно с достаточными на то основаниями говорить о гибели до 80% экипажа буквально в первые секунды случившейся катастрофы, тем более что большая часть офицеров и матросов во время похода располагалась в первых трех отсеках. В очень тяжелых условиях оказались моряки и в остальных отсеках. Этим объясняются и те факты, что экипаж не воспользовался ни одним из имеющихся средств сигнализации о случившейся беде и спасения. К слову говоря, информация о том, что в первые часы катастрофы с экипажем была установлена акустическая связь, является большим преувеличением. К сведениям этого же характера следует отнести и появившиеся данные о том, что ядерные реакторы заглушены.

Следующей, причем самой наиболее правдоподобной версией случившейся катастрофы следует считать маневр, предпринятый экипажем атомной подводной лодки "Курск" с целью уклонения от возможного столкновения с каким-то надводным объектом. В результате этого лодка, учитывая незначительную глубину моря в районе планируемого выполнения учебных торпедных стрельб, могла удариться носовой частью о дно моря, что привело к детонации боекомплекта и фактическому разрушению первых отсеков ракетоносца. Кроме того, есть неподтвержденные данные о том, что лодке была поставлена задача выполнить крайне эффектный, но и очень опасный при имеющихся глубинах маневр - "прыжок кита", когда субмарина красиво, с шумом выныривает из воды. В сложившихся условиях этот маневр мог элементарно привести к катастрофе.

Остальные версии разыгравшейся в Баренцевом море трагедии, по всей видимости, маловероятны. Вряд ли следует считать возможным столкновение с иностранной подводной лодкой, ибо в этом случае "Курск", обладая значительно большим водоизмещением, нанес бы гораздо более мощные повреждения иностранной субмарине, и, по всей видимости, она не смогла бы далеко уйти от места столкновения. Кроме того, имевшие место ранее столкновения подводных лодок никогда не приводили к столь катастрофическим последствиям, связанным с подрывом боекомплекта. За последнее время было два таких столкновения - ракетного подводного крейсера стратегического назначения "Борисоглебск" с атомной подводной лодкой ВМС США "Грейлинг" в марте 1993 года и К-108 с американской подводной лодкой "Тотог" в 1970 году. Следует отметить, что представители ВМС США отрицают возможность столкновения своей субмарины с лодкой "Курск", хотя и не отвергают факта наблюдения подводными лодками США за районом учений Северного флота. Ранее американцы не всегда подтверждали или отрицали факты столкновения с нашими субмаринами, более того, старались эти случаи замалчивать и по возможности незаметно покинуть место происшествия. Вполне возможно, что в 1968 году подводная лодка Тихоокеанского флота К-129 погибла в результате столкновения с АПЛ ВМС США "Суордфиш". Вскоре после возможного тарана нашей лодки "Суордфиш" встала на ремонт в одной из ВМБ на побережье Японии с сильными повреждениями рубки и корпуса.

По всей видимости, к фантастической следует отнести версию о поражении "Курска" торпедой иностранной субмарины. Из этого же разряда скорее всего догадка о потоплении К-141 ракетой с крейсера "Петр Великий". Вряд ли в ближайшее время будет известна вся полнота картины, но нарушение техники безопасности представляется более реальным, чем гипотетическое столкновение с каким-то неопознанным объектом.

Кроме того, в районе выполнения "Курском" учебно-боевых задач были другие корабли Северного флота. Лодка не могла выполнять их, действуя в абсолютном отрыве от созданного на учении тактического фона, находясь в каком-то "безвоздушном" пространстве. Однако об этих кораблях и командирах, которые, по всей видимости, обладают определенными сведениями о разыгравшейся трагедии, ничего не известно.

Результаты обследования корпуса лодки вскоре после катастрофы дали очень неутешительные результаты. Подводный ракетоносец имеет серьезнейшие механические повреждения легкого и прочного корпусов, которые в носовой части трудно назвать и повреждениями. Правильнее будет сказать, что носовых отсеков у атомной подводной лодки в настоящее время нет.

Случившееся в Баренцевом море можно разделить на две неравные части. Первое - случилась беда. Катастрофа, повлекшая за собой очень тяжелые последствия. И второе - гораздо больший удар по престижу государства и флота нанесли последующее информирование о случившемся населения страны и организация аварийно-спасательных работ. Особенно это касается подготовки и оснащения соответствующих служб. Выяснились совершенно вопиющие факты. Это относится, в частности, к подготовке глубоководных водолазов. В годы существования СССР такие специалисты, оказывается, были. Но в течение последних лет штаты урезаны, должностные оклады стали до неприличия малы, необходимые средства на организацию работ водолазов-глубоководников перестали выделяться. Есть информация, что программа подготовки этих специалистов была окончательно прикрыта в 1996 году, а имеющееся имущество и техника распроданы коммерческим структурам. Парадокс: страна, построившая наибольшее количество подводных лодок в мире, не имеет соответствующим образом организованных и укомплектованных аварийно-спасательных служб. Пришлось обращаться за помощью к небольшой северной стране - Норвегии, которая никогда и не обладала значительным подводным флотом.

В принципе катастрофа, случившаяся с атомной подводной лодкой "Курск", ярко продемонстрировала, к чему может привести продолжение политики "недофинансирования" Вооруженных сил. Рано или поздно это должно было произойти, обязательно должно было прорваться. И прорвалось - таким катастрофичным и страшным образом. Так, в частности, это не вина, это скорее беда командира К-141, что он к 45 годам имел в своем активе всего одну боевую службу в море.

Надо полагать, в самое ближайшее время развернутся поиски виновных. Вполне возможно, что в их число попадут командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов и начальник штаба флота адмирал Михаил Моцак. Можно предполагать, что часть вины руководителей в случившемся есть. Однако задумаемся о следующем. В случае отстранения адмиралов от занимаемых должностей кто придет им на смену? Вячеслав Попов и Михаил Моцак - опытнейшие подводники, в свое время руководившие флотилиями атомных подводных лодок, адмиралы, имеющие по двадцать пять лет "подводного стажа". Сменить их на служебных постах в настоящее время могут только люди с гораздо меньшей компетенцией.

Кроме того, случившаяся в Баренцевом море катастрофа еще не повод, чтобы ставить точку в истории подводного флота России. Самый неправильный вывод из случившегося, который может быть только сделан, - поставить все отечественные корабли и лодки к пирсам. Однако не секрет, что единственная гарантия от подобных катастроф и аварий - организация на флоте полноценной оперативной, боевой подготовки и службы. Чтобы не случалось ничего подобного, корабли не должны стоять у пирсов, а каждый выход подводной лодки на боевую службу становиться событием. Старая истина: дом моряка - в море по объективным причинам несколько подзабылась за последнее время в Военно-морском флоте России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1942
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1226
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
908
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1204

Другие новости