ПОЯВИВШУЮСЯ вчера в середине дня информацию о новом обстреле колонны российских десантников в Чечне, в результате которого погибли трое военнослужащих, опровергли в аппарате и.о. помощника президента России Сергея Ястржембского. Правда, это опровержение не стало утешительным. Согласно ему была обстреляна не колонна, а одиночная машина и погибли не трое, а двое военнослужащих. Это не меняет сути дела, которая состоит в том, что российские войска в Чечне ежедневно несут потери. Кроме того, вчера же стало известно, что в горной части Чечни разведчики федеральных сил подорвались на мине-растяжке, один военнослужащий погиб на месте, 11 получили ранения различной степени тяжести.
Сергей Ястржембский прокомментировал и другое сообщение - о планах боевиков совершить серию диверсий в Чечне в период с 16 по 25 мая. Он назвал это "очередным информационным залпом Масхадова, преследующим цель отвлечь внимание командования объединенной группировки федеральных войск от истинных замыслов бандитов и сроков проведения их операций". Но если это и было чьим-то информационным залпом, то не лидеров чеченских сепаратистов. Сообщения о планах бандформирований активизировать диверсионную деятельность передали источники в штабе группировки федеральных сил. По их информации, эти вопросы обсуждались на совещании полевых командиров, которое прошло недалеко от Гудермеса и на котором якобы присутствовал Аслан Масхадов. В связи с этим командование федеральных сил принимает необходимые меры.
Кстати, об информационных залпах. Представительство правительства РФ и военная комендатура в Чечне сообщили, что с 16 мая в Чечне начались роспуск и разоружение всех отрядов самообороны. Так, например, братья Ямадаевы, поддерживающие муфтия Чечни Ахмеда Кадырова и выступающие в данный момент на стороне федеральных сил, якобы сдали правоохранительным органам в общей сложности 58 автоматов, три гранатомета, два пулемета, пистолет, 80-миллиметровый миномет и 32 снаряда к нему, три "НУРСа", более 140 патронов. Неизвестно, чьи автоматы и патроны сдавали Ямадаевы, но ни представительство правительства РФ, ни комендатура не могут даже мечтать увидеть братьев без оружия.
Между тем по-прежнему в центре внимания остаются перспективы переговоров с Асланом Масхадовым. Ответом радикальных экстремистов на контакты с его представителями многие считали нападение на колонну российских войск в Ингушетии, и эта диверсия на время оттеснила проблему политического урегулирования. Сейчас все вернулось на круги своя, и одни старательно опровергают сведения о переговорах с чеченским лидером, другие намекают на необходимость "использовать все возможности". Как бы то ни было, Масхадов уже вряд ли будет для Москвы "президентом Чечни". Об этом свидетельствуют разработанные и уже почти окончательно утвержденные планы формирования республиканских органов власти.
Кстати, указ Владимира Путина о полномочных представителях президента РФ в федеральных округах стал неожиданностью для большинства федеральных чиновников, занимающихся проблемами чеченского урегулирования. Однако этот документ во многом снимает имеющиеся сомнения относительно будущего устройства федеральных органов власти в Чечне. Речь идет о том, что разработчики модели введения в мятежной республике федерального правления справедливо полагали, что такая форма осуществления власти не может не предполагать наличия поста полномочного представителя президента РФ в Чечне. Но в соответствующем законе, который уже практически готов к внесению в Госдуму, должность полпреда главы государства отсутствует, и теперь понятно, по каким причинам.
Неизвестно, знал ли о готовящемся указе вице-премьер, полномочный представитель правительства РФ в Чечне Николай Кошман - он поддержал решение Владимира Путина, заявив, что указ направлен на усиление централизации власти. Однако точно известно, что закон, по которому и будет осуществляться прямое федеральное правление и который, по сведениям "НГ", будет называться "Об осуществлении государственной власти на территории ЧР в переходный период", фактически написан "под Кошмана", который с вероятностью 90% сохранит свой пост. Скорее всего, до тех пор пока Госдума рассмотрит этот документ, глава государства подпишет указ с аналогичным названием и аналогичного содержания.
В целях полного соответствия федеральному законодательству, и в частности конституционному закону о правительстве, будущий орган власти в Чечне будет называться не представительством правительства, а территориальным органом правительства РФ в ЧР. Его руководитель, как и сейчас, сохранит ранг вице-премьера и будет назначаться президентом РФ, а подчиняться президенту и правительству. Глава этой структуры будет координировать территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (другими словами, представительств министерств и ведомств), а также формировать органы исполнительной власти ЧР - назначать руководителей районных и городских администраций. Судебную власть в Чечне будут осуществлять федеральные суды. Что касается силовых структур, то их подчинение не изменится. Армии и структурам МВД предписано лишь координировать свою деятельность с территориальным органом правительства.
В числе отрицательных моментов этого законопроекта наблюдатели отмечают полное отсутствие власти у самих чеченцев. Существующая сейчас временная администрация республики будет расформирована. О необходимости и обоснованности этого говорилось давно - временная администрация и представительство правительства во многом дублировали друг друга. Но российское руководство отказалось и от предложений формирования некоего общественного совета - совещательного органа из числа чеченцев при исполнительной власти. Кроме того, в этом документе, в названии которого содержится "переходный период", сроки этого периода не указаны. Очевидно также, что принятие закона будет фактически означать отказ Москвы от введения в Чечне чрезвычайного положения, хотя вопрос о разработке закона о ЧП еще не снят.