Сколько еще лет Грозный будет выглядеть так апокалепсически? Фото АП |
ПУСТЫННЫЙ или полупустынный пейзаж левобережья Терека сменяют бесхозные поля и разбитые автодороги. Усталость, апатия и улыбка из вежливости на лицах местных жителей. Почти 100-процентная безработица. Если женщины еще могут как-то занять себя домашними заботами и торговлей на "диких" импровизированных рынках, то для мужчин одна забота - найти работу. "Многие думают о нас, что мы не умеем работать, а только грабить и воевать. Дайте нам работу, и мы снова будем вывозить зерно и виноград из Чечни", - убеждены крестьяне.
Война войной, а жизнеутверждающая сила заставляет жителей Грозного, невзирая на предупреждения военных, окультуривать одичавшие, еще таящие опасность поля, сажать картошку. "Весь ненужный хлам и даже телевизор продали, чтобы купить семена. Войны здесь, наверное, не будет уже. Картошка - вот спасение. Может, что и продать удастся", - делится с нами своими планами Арип Сагидов. "А самое главное - она не стреляет и не убивает", - горько шутит он.
Трудно представить себе, как бы жили в Грозном, если бы не было организовано бесплатное питание. Людей, приходящих дважды в день к пунктам раздачи пищи, становится все больше и больше. Военные поговаривают о том, чтобы занять трудоспособное население общественной работой. Говорить с людьми в былой столице трудно. Здесь еще можно встретить случаи наказания человека по одному лишь подозрению.
По городу журналистов ведут одной разношерстной толпой в окружении военных, демонстрируя им гуманитарные и организационные достижения последних двух месяцев: вагончики для жилья, пункты бесплатной раздачи пищи, временный медпункт, функционирующее отделение милиции, комендатуры и формируемые структуры местной администрации чеченской милиции. На вопрос, куда подевалась гантамировская милиция вместе со своим командиром, звучат малоубедительные доводы, что "Гантамиров принимает самое непосредственное участие в формировании отделений чеченской милиции во всех городах и районах республики". Утверждается, что в Грозном основной костяк милиционеров - именно гантамировцы. Только непонятно, почему бойцы бывшего мэра Грозного, воевавшие с оружием в руках в осажденном городе, нынче бесцельно слоняются по улицам без оружия. И это в городе, в некоторых кварталах которого военные в сумерках и ночью не рискуют идти в одиночку и передвигаются почти перебежками.
В город пока беженцев не пускают. На расстоянии видимости через каждые 300-500 м расположены небольшие блокпосты, проверяющие уже многократно проверенных на других постах жителей. Вопреки запрету в Грозный возвращаются люди. С военными всегда можно договориться.
Сегодня в городе проживает не менее 40 тыс. человек. Работники МЧС России именно этим объясняют рост очередей на пунктах раздачи пищи. "Раньше мы готовили по одному котлу утром и вечером. Теперь по списку раздаем кашу в течение дня. Продуктов осталось на несколько дней. Макарон, например, на сегодня и завтра. А сократить список и определить, в какой степени человек нуждается в помощи, не можем: у многих еще нет необходимых документов", - объясняет старший группы МЧС Заводского района Андрей Беляв. Обязанности МЧС в освобожденных равнинных районах сводятся к доставке гуманитарной помощи, распределением которой занимаются либо комендатуры, либо местные администрации.
Из всех равнинных районов, расположенных по обе стороны Терека, где удалось побывать корреспонденту "НГ", только один Надтеречный район может претендовать на роль образцово-показательного. Во многих районах до сих пор не удалось наладить эффективную работу местных администраций, с которыми нередко вступают в конфликт коменданты, управляющие районом. "Еще пару месяцев, - убежден заместитель главы администрации Надтеречного района Ибрагим Индербиев, - и люди действительно убедятся в реальности слов федералов, почувствуют улучшение жизни на себе". В район завезено 250 тракторов, засеяны озимые на площади 4500 га, идет сев яровых на 10 тыс. га. Заработали все 20 школ, 90% учащихся обеспечены учебниками. С октября без задержки выплачиваются пенсии, пособия и зарплаты. Остается пока не решенным вопрос выплаты задолженности за прошлые годы правления Масхадова. Месяца через два заработают кирпичный и винный заводы. Появится работа для сплошь безработного населения.
В Чечне воссоздаются государственные хозяйства, складывается впечатление, что идет собирание людей вокруг конкретных функционирующих хозяйств. На полях пока пасутся лишь традиционные виды скота - козы и гуси, не требующие особого ухода и кормежки. Чечню условно поделили на три части: горную, где все еще идут бои и полнота гражданской власти сосредоточена в руках у генералов; предгорную, где управление осуществляется совместными усилиями комендатур и местных администраций, а гражданское население поддерживается лишь гуманитарной помощью; равнинную, где существование все меньше отличается от жизни в соседнем Ставропольском крае.
Управление равнинной части Чечни осуществляет местная администрация. Правопорядок здесь в отличие от Грозного и других городов республики обеспечивает вооруженная чеченская милиция. Идет посевная. Есть газ, свет, вода, связь. Преступность свелась к мелким кражам скота. Как заверил нас офицер Волгоградского МВД, здесь не осуществляют уже агентурную разработку подозрительных лиц, не ведут проверочных рейдов с целью изъятия оружия. Людей все больше склоняют к добровольной сдаче оружия, понимая, что спрятанный автомат угрозами не найти. И это помогает. Ежедневно в среднем приносят по паре автоматов.
"Нам бы еще банк открыть, потушить нефтескважины, получить разрешение на добычу нефти, - мечтают хозяйственники почти всех освобожденных районов. - Тогда многие вопросы были бы решены мгновенно. Раньше "Горскнефть" в Надтеречном районе добывала до 700 тонн нефти". И прибавляют: "Сейчас все это горит уже полгода... Слишком много крови смешалось за последние годы с нефтью".
Грозный