По оценке специалистов, экономически наиболее эффективным является строительство подводных
транспортов на основе стратегических ракетоносцев типа "Тайфун". Фото Виктора Афонина |
НА СОСТОЯВШЕМСЯ 23 ноября 1999 г. заседании Совета безопасности РФ под руководством премьера Владимира Путина глубоко и предметно рассмотрен комплекс мер по сохранению и развитию морского потенциала России, определяющих долгосрочную стратегию морской деятельности страны.
В частности, предложено использовать в транспортных целях выведенные из боевого состава ВМФ атомные подводные лодки (АПЛ) вместо бесперспективного ожидания их утилизации, на которую ни средств, ни промышленных мощностей нет. Руководители крупнейших морских научно-исследовательских, проектно-конструкторских, судостроительных центров оборонно-промышленного комплекса (ОПК) страны и экономических гигантов Заполярья мгновенно подхватили эту идею. Но еще в 1995 г. боевая АПЛ Северного флота (СФ) проекта 949А по договоренности командования флота с руководством одного из заполярных предприятий, обогнув подо льдом с севера Новую Землю, доставила в назначенное место несколько тонн продовольствия, всплыла во льдах настолько близко к берегу, насколько позволяли глубины, и передала грузы получателю.
Схема мировых океанских коммуникаций для подводных транспортов в Арктике. Инфографика НГ |
Реализация идеи создания арктической подводной магистрали для транспортировки твердых и жидких грузов уже началась по нескольким направлениям. Так, в частности, в конце ноября прошлого года подписано соглашение между Государственным центром атомного подводного судостроения (ГЦАПС) и РАО "Норильский никель" о переоборудовании нескольких списанных ракетных АПЛ, ожидающих утилизации в Северодвинске, в подводные транспорты. Кроме того, подписан договор между генеральным директором ГЦАПС Давидом Пашаевым и генеральным директором Центрального конструкторского бюро морской техники (ЦКБМТ) "Рубин" Игорем Спасским о создании проектов переоборудования под указанные цели списанных ракетоносцев и разработке проектов для постройки нового класса атомных подводных транспортов.
Что касается Норильска, географические и гидрометеорологические данные позволяют говорить о круглогодичном подходе транспортных АПЛ (ТАПЛ) прямо к причалу ближайшего к нему порта Дудинка. Также безопасное, практически круглогодичное плавание возможно и по трансполярной приполюсной трассе через желоб Святой Анны или Франц-Виктория до Котловины Подводников в Чукотское море и до Берингова пролива. Современные средства навигации, связи и радиотехническое вооружение ТАПЛ обеспечивают их точное и безопасное подледное и подводное плавание на всех участках новой арктической транспортной артерии вплоть до Владивостока и других портов АТР.
Практическая реализация этого проекта обеспечивает одновременное решение нескольких проблем, которые в настоящее время представляются неразрешимыми. Во-первых, отпадает на ближайшие 10-15 лет необходимость в утилизации почти двух десятков АПЛ, подлежащих модернизации. Во-вторых, обеспечивается надежное трудоустройство экипажей АПЛ, выводимых из боевого состава Северного и Тихоокеанского флотов. В-третьих, передача ТАПЛ во фрахт (под государственным контролем) отечественным и иностранным компаниям, учитывая быструю оборачиваемость по короткой трансполярной магистрали (вдвое короче, чем через Суэцкий канал и Индийский океан) до портов АТР, может принести государству годовой доход до 4-5 млрд. долл., на которые можно содержать ВМФ РФ и строить новые корабли для него. В-четвертых, часть этих доходов можно будет выделить для утилизации АПЛ первых поколений, дальнейшее хранение которых становится опасным. В-пятых, постройка в ГЦАПС новых проектов подводных танкеров и транспортов грузоподъемностью до 50 тыс. тонн позволит в кратчайшие сроки освоить нефтегазовые месторождения на континентальном шельфе российского сектора Арктики. Можно будет забирать добытое топливо прямо у добывающих платформ, не всплывая. Это позволит увеличить доходы государства за счет транспортировки еще на порядок, что вдвое превышает весь нынешний годовой бюджет РФ. В-шестых, кроме использования во фрахте подводных транспортов, обеспечение новыми мощными атомными ледоколами трассы прибрежного Севморпути позволит превратить его (в смысле валютных доходов) в золотой запас России, равный прибыли от эксплуатации Панамского и Суэцкого каналов вместе взятых.