Мост через Сунжу требует тщательной разведки - это вполне вероятный объект для чеченских диверсантов. Фото Александра Захарова |
МОЗДОКСКИЙ спецпоезд # 2 совсем не похож на бронированных монстров времен Гражданской войны. Он состоит из нескольких платформ с рельсами, шпалами и инструментами для ремонта пути. На передней платформе построено нечто вроде блиндажа из шпал, в нем сидят впередсмотрящие во главе со старшиной, которого все зовут Кузьмич. Он знает о железной дороге все и, как говорят сослуживцы, чувствует ее. Тепловоз с кабиной, прикрытой броней, прицеплен между контрольными платформами и раскрашенной в "камуфляж" теплушкой. Судя по надписи на борту, этот вагон был построен более сорока лет назад - в 1958 г. С боков у него два бронеотсека, в середине - нары, где во время движения находится команда саперов. Взвод охраны располагается на нескольких платформах, вооруженных крупнокалиберными пулеметами, зенитными спарками ЗУ-23, автоматическими гранатометами. Также спецпоезду приданы две БМП с десантниками. Своеобразное сердце поезда - товарный вагон со спрятанной полевой кухней. Также в состав входят два плацкартных вагона, в которых живет личный состав, и платформа с радиостанцией. Экипаж - около 100 человек, среди них - ремонтники, минеры, саперы, стрелки. По маршруту Моздок-Гудермес этот состав курсирует несколько раз в неделю.
Со станции Моздок отправляемся еще затемно. Осетию проскакиваем в темноте, с рассветом въезжаем в Чечню. Первая станция на территории, где недавно хозяйничали боевики, - Ищорская. Типичный для нынешней Чечни вид - полуразрушенные станционные строения, ржавые рельсы, разбитые светофоры, сгоревшие товарные и безжизненные, с разбитыми стеклами пассажирские вагоны. Контактный провод на всей дороге чеченцы сняли и сдали как цветной металлолом. Выкопан даже кабель связи, проложенный вдоль полотна.
Червленная-Узловая. Здесь стоим два часа. Станцию "держат" омоновцы - москвичи из отрядов на железнодорожном и воздушном транспорте, а также ребята из Сибири. Дежурный офицер, по имени Олег, из московской "воздушки" (так называют ОМОН на воздушном транспорте) устраивает нам экскурсию по станции. Пост электрической централизации полностью разрушен и разграблен. Однако жизнь постепенно налаживается - на станцию возвращаются железнодорожники, начинается восстановление станционных зданий.
В полуразрушенном доме за станцией омоновцы оборудовали себе импровизированную баню. Дальше - позиции милиционеров. Место довольно опасное - в лощине за станцией начинаются густые заросли. Местами "зеленка" выжжена, но кое-где она подходит вплотную к окопам ОМОНа.
Еще одна местная достопримечательность - дом боевика. По словам наших провожатых, самого хозяина убили. Его жена, собирающая во дворе сгоревшего дома оставшиеся пожитки, утверждает, что супруг за Тереком пасет скот и федералы не пускают его домой. Во дворе - сгоревшие "Жигули" с московскими номерами.
- Вернемся в Москву - обязательно номера по компьютеру "пробьем". Машина наверняка числится в угоне, - говорит Олег.
На Червленной-Узловой к нашему спецпоезду прицепляют несколько вагонов с омоновцами и эшелон с гуманитарной помощью для Гудермеса. Командир - старший лейтенант Виталий показывает нам по сторонам от дороги закопченные цистерны. Это своеобразные местные самогонные аппараты- мини-нефтезаводы, как их называют в официальных сводках.
Обед. У теплушки с кухней собирается личный состав. Столовой со столиками и стульями здесь нет, едим по-походному: получив миску с супом, дружно стучим ложками, стоя на полотне.
Следующий пункт - мост через Терек. Его охраняют солдаты внутренних войск. Чумазые бойцы из окопчиков вдоль полотна с тоской во взгляде провожают проходящий спецпоезд. По сравнению с военными железнодорожниками, ночующими в вагонах, "вевешники" живут в палатках, и надо думать, в поле им приходится несладко.
Этот мост - самый важный объект на дороге Моздок-Кизляр. Его строили 10 лет, и если бы чеченцам удалось его повредить, железнодорожное сообщение на этом участке удалось бы восстановить очень нескоро. Однако ни в прошлую, ни в эту войну боевики этого не сделали. Правда, в 1996 г. они предприняли неудачную попытку диверсии с помощью начиненного взрывчаткой локомотива, которым управлял смертник.
За мостом останавливаемся на ужин. Командир спецпоезда майор Александр сообщает: здесь придется заночевать - в Гудермесе неспокойно. Шамиль Басаев пообещал оставить от нашего поезда одни колеса. Поэтому на ночевке находимся под надежной охраной: слева от полотна стоит танковая рота, справа - БТРы внутренних войск. Где-то юго-западнее Брагунского хребта находится Грозный. Оттуда доносятся звуки канонады - федеральная артиллерия "обрабатывает" позиции боевиков.
Утром едем дальше. Следующая остановка - мост через Сунжу. Спецпоезд останавливается, не доходя до него. На полотно соскакивают саперы и начинают тщательное обследование моста. Однако ничего подозрительного не обнаружено.
Станция Гудермес - второй по значимости после Грозного железнодорожный узел в Чечне. Она встречает нас привычным "пейзажем после битвы": вокзал с пустыми глазницами окон и закопченными стенами, сожженные вагоны...
Спустя несколько дней после этого рейса железнодорожные войска полностью передали участок дороги Моздок-Гудермес Министерству путей сообщения, которое займется окончательным восстановлением железной дороги. Однако экипаж спецпоезда #2 после этого не остался без работы - ему предстоит сделать еще немало рейсов в Гудермес и дальше, до взорванного моста через реку Аксай, который сейчас восстанавливают солдаты и офицеры железнодорожных войск.
Моздок-Гудермес-Москва