0
1752
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

14.04.2009 00:00:00

Берлин верит в улучшение

Тэги: кризис, ес, россия


кризис, ес, россия На берлинской конференции немецкие экономисты и предприниматели заявили, что кризис должен побудить ЕС и Россию к компромиссам.
Фото Евгении Штоколовой

Европа проделала за истекшие двадцать лет путь от «горбачевомании» к «путинфобии». Этими словами открыла 20-ю берлинскую конференцию германской экономической и финансовой газеты Handelsblatt известная журналистка Габриэле Кроне-Шмальц, проработавшая долгие годы телекорреспондентом Первого канала немецкого телевидения в Москве. И в этом, по ее мнению, большая ошибка европейских политиков. Дело в том, что Путин, придя к власти, сделал ставку на Европу, а конкретнее – на Германию. Но нынешняя глава германского правительства, считает Кроне-Шмальц, упустила свой шанс. Она во многом пошла на поводу восточноевропейских членов ЕС, у которых есть до сих пор «неоплаченные счета» к России. Европа может исходить из своих приоритетов, полагает в этой связи Кроне-Шмальц. Но было бы ошибкой приписывать собственные приоритеты другим. В этих словах немецкой журналистки суть сегодняшней напряженности во взаимоотношениях Европы и России. Всего в первый день попытались дать своего рода срез политической и экономической ситуации в России три немецких журналиста. Маттиас Шлепп из престижного еженедельника Spiegel, как и Кроне-Шмальц, подчеркивал плохое понимание Западом процессов, происходящих в России. Он утверждал, что столетиями Россия была либо недооценена, либо переоценена. В то же время он считал, что простые люди и в Германии, и в России достаточно много знают друг о друге, чтобы иметь (в отличие от политиков) трезвое представление о событиях в обеих странах. Сейчас, по словам известного немецкого эксперта по России Александра Рара, Запад имеет дело с «четвертой Россией», имея в виду, что первая Россия была коммунистической, вторая, при Ельцине, – рыночной, третья, при Путине, – консолидированной, и при Медведеве страна вступила в фазу модернизации. Но он не решился предрекать, куда идет и в конечном счете придет Россия, поскольку и нынешний кризис, и новая ситуация в мире после прихода в США к власти Барака Обамы могут существенно скорректировать ее выбор пути своего следования.

Экскурс другой немецкой журналистки Элки Виндиш, работающей в Москве, в историю падения Рима при императоре Диоклетиане показал, что нынешняя российская властная конструкция с президентом Медведевым и премьером Путиным никак не укладывается в западных мозгах, привыкших к московскому квазиединоначалию, начиная с Иосифа Сталина и заканчивая Борисом Ельциным. Однако не случайно, что именно журналисты и такой знаток российской действительности, как Рар, открывали конференцию. Они как бы задали ей направление, попытавшись нарисовать общую политическую картину происходящего с тем, чтобы уже экономисты и представители делового мира смогли углубиться в частности.

Конкретный бизнес

Тон дебатам задали Михаэль Хармс, глава российско-немецкой Торговой палаты, и профессор Райнер Линднер, управляющий Восточным комитетом германской экономики, можно сказать, самым влиятельным с точки зрения торговли с Россией и Китаем подразделением немецких деловых кругов. Хармс, постоянно находящийся в Москве, анализировал последствия кризиса. Конечно, ничего особенно нового немецкий предприниматель сказать не мог. Он констатировал падение покупательной способности россиян в условиях кризиса. Он предрекал массовые увольнения в первой половине года и снижение уровня зарплаты вплоть до 40%. Следствием складывающейся ситуации может стать изменение настроений в обществе. Наряду с этим он рассказал о попытках государства повлиять на кризис. Речь шла о двухсотмиллиардном долларовом вливании в экономику государственных средств, о повышении доли государства в экономике страны и связанном с этим падении уровня валютных резервов. По словам Хармса, для иностранных предпринимателей в российских условиях все это означало существенное ухудшение кредитных условий для их российских партнеров, прекращение ряда проектов и отказ от уже заключенных сделок, ухудшение платежной морали, переход российского правительства к протекционизму и, как следствие этого, повышение таможенных сборов и удорожание экспорта в Россию. Все это имеет такие негативные последствия, как уход международных корпораций с российского рынка и бегство капитала из России. Заслуживает внимание опрос о влиянии кризиса на предпринимательскую деятельность, проведенный российско-немецкой Торговой палатой среди почти 600 своих членов. Об отсутствии такого влияния заявили в конце 2008 года только 36% опрошенных. Вместе с тем по состоянию на ноябрь 2008 года 67% характеризовали свою финансовую ситуацию как «хорошая». 46% рассчитывают в последующие 12 месяцев на улучшение делового климата в стране, а 62% даже планируют капиталовложения в российскую экономику. Правда, 30% склоняются скорее к ухудшению делового климата в России.

Однако стоит отметить и позитивное, с точки зрения немецких предпринимателей, влияние кризиса на бизнес в России. Кстати, почти все присутствующие на российском рынке немецкие фирмы, по данным палаты, не намерены покидать Россию. Позитив сводится, по Хармсу, к возможности приобретать компании и повышать уровень своего участия в них, таким образом расширяя свой бизнес в России, снижая давление со стороны конкурентов и используя следующие возможности: падение цен на недвижимость и арендные ставки, разрядку на рынке труда, расширение рамок для ведения переговоров с субпоставщиками и партнерами.

Касаясь актуальной ситуации в отраслевом разрезе, Райнер Линднер назвал отрасли, наиболее пострадавшие от кризиса в России. Это, по его мнению, крайне нуждающийся в консолидации банковский сектор, автомобильная промышленность и строительство. Он отметил, что России не хватает инновационной динамики. А для страны такой экономической величины это проблема номер один. В этой связи он привел данные ОЭСР 2008 года, согласно которым российская доля в регистрируемых международных патентах в высоких технологиях равна нулю. В нанотехнологиях доля патентов из России составляет 0,5% (для сравнения – из Германии 8,8%) и только в сфере ядерных технологий она достигает 3%.

Оценивая будущие сферы сотрудничества, наиболее интересные для немецкого ноу-хау, Линднер назвал модернизацию медицинского сектора, коммунальной инфраструктуры и социальных учреждений. Отправной точкой для этого явился демографический кризис, проявляющийся в падении уровня рождаемости, высоком уровне смертности и снижающейся продолжительности жизни. Это, по мнению Линднера, оказывает самое непосредственное воздействие на государственную стабильность. Страна перестает быть конкурентоспособной на мировой арене. Поэтому именно сейчас Брюссель должен предложить России в ходе переговоров о новом договоре о партнерстве и кооперации сотрудничество в области ноу-хау. Подобная кооперация должна простираться от поддержки подготовки менеджеров и инженеров до совместных исследовательских проектов и создания технопарков. Именно кризис должен побудить ЕС и Россию к компромиссам. ЕС необходимо как можно быстрее заключить с Россией договор о партнерстве и кооперации и устранить имеющиеся с обеих сторон барьеры, мешающие экономическому сотрудничеству. К барьерам, с точки зрения Линднера, относятся увеличение таможенных пошлин со стороны Москвы на автомобили, в том числе и подержанные, на сельскохозяйственную технику и на самолеты. С другой стороны, Германия, по его мнению, должна расширить сферы применения государственных гарантий в рамках Гермеса и ускорить процедуру выдачи средств по этой схеме. Все это будет способствовать увеличению немецкого экспорта в Россию.

Не мог обойти стороной Линднер и недавний российско-украинский ценовой спор, приведший к временному прекращению поставок природного газа в Европу. Немецкие менеджеры, по его словам, видят решение этой проблемы на пути укрепления договорной базы и тесного сотрудничества российской стороны и немецких фирм по повышению энергоэффективности российской экономики.

Стратегические отрасли

Значительное внимание форума было уделено проблеме инвестиций в так называемые стратегические отрасли российской экономики. Два юриста посвятили этой теме свои выступления: Кристиан фон Вистингхаузен и Алекс Столярски (оба из юридической фирмы Beitn Burkhardt). Это связано с двумя аспектами. С одной стороны, именно такие стратегические отрасли, как нефте- и газодобыча, атомная энергетика, банковский сектор, страховое дело и ряд других, являются в России наиболее прибыльными и потому привлекают внимание потенциальных инвесторов. С другой стороны, Россия крайне нуждается в новейших технологиях, которые в современных условиях могут предоставить в основном только западные фирмы. Закон, посвященный иностранным инвестициям в предприятия, имеющие стратегическое значения для обороны страны и безопасности государства, вступил в силу 7 мая 2008 года, то есть тогда, когда на мировом горизонте появились первые признаки кризиса. Несомненно, что его появление было обоснованно прежде всего попытками России вступить в ВТО и предпринять в этой связи меры защитного характера в отношении некоторых отраслей, которые могли бы стать после вступления объектом пристального интереса иностранных компаний. Известно, что на принятии данного закона Владимир Путин настаивал с 2005 года. Давняя проблема российских законодателей состояла в том, что они не учли настоящего временного фактора – тенденций развития мировой экономики – и принятием этого закона фактически сослужили России плохую службу, ограничив поступление в страну крайне необходимой новейшей технологии. Закон охватывает практически 42 отрасли экономики и затрудняет приход в них иностранного капитала и иностранного ноу-хау. Впрочем, как отметил юрист, подобные ограничения существовали и до 2008 года и фактически затрудняли доступ иностранного капитала в такие отрасли, как авиаперевозки, страховое дело, банковский сектор и сельское хозяйство. С немецкой точки зрения существующий закон, если исходить из поставленных перед ним задач, похож на подобные законы, существующие в других странах, например в Германии. И он служит цели создания большей прозрачности и ясных правовых рамок участия иностранного капитала в названных отраслях. Его недостатком является чрезмерная бюрократизация процесса проверки и разрешения как с точки зрения вовлеченных ведомств (от антимонопольных служб до ФСБ), так и существенный временной лаг – от 3 до 6 месяцев. Как всегда бывает с российским законодательством, принятый закон оставляет открытыми многие вопросы, важные для конкретного иностранного инвестора. Дело в том, что закон охватывает не только стратегические отрасли. Речь идет, например, об электронных системах в банках и о радиоактивных материалах в медицине. Не определена нижняя граница для деятельности в стратегических отраслях, что особенно важно для портфельного инвестора. Закон не касается проблемы создания новых компаний в стратегических секторах экономики. Для иностранного инвестора это означает задержку в принятии решения об инвестициях. Поэтому с точки зрения немецких фирм закон нуждается в более четком изложении, конкретном наименовании стратегических отраслей, которые он затрагивает, упрощения и ускорения процедуры принятия решений по запросам иностранных компаний.

Главный вывод из выступлений немецких экономистов и предпринимателей на форуме состоит в том, что российский рынок остается привлекательным для иностранных капиталовложений. Именно в период кризиса Россия остро нуждается в привлечении капитала и ноу-хау для модернизации своей экономики. Поэтому российскому правительству и законодателям надо срочно принимать новые законы, облегчающие доступ иностранного бизнеса в страну.

Берлин


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1946
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1232
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
911
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1207

Другие новости