Россия как производитель газа заинтересована в бесперебойном функционировании газотранспортной системы не меньше, чем ЕС и Украина.
Фото Reuters
Принятие решений по модернизации газотранспортной системы Украины без участия России противоречит здравому смыслу – такую оценку декларации, принятой в Брюсселе по итогам переговоров ЕС и Украины, дал заместитель председателя Государственной Думы, президент Российского газового общества Валерий Язев. Кроме того, решать вопросы, связанные с модернизацией и возможным расширением трубопроводной системы, по которой осуществляется транзит российского газа в Европу без России, крупнейшего поставщика голубого топлива на европейский рынок, неверно и потенциально опасно для энергетической безопасности Европы.
Безусловно, газотранспортная система (ГТС) Украины, созданная во времена СССР, нуждается в обновлении. Россия как производитель газа заинтересована в ее бесперебойном функционировании не меньше, чем ЕС и Украина, и готова участвовать в модернизации. При этом не стоит забывать, что перебои в поставках газа в Европу этой зимой были связаны отнюдь не с проблемами в функционировании ГТС Украины, а с разногласиями внутри украинского руководства.
Однобокое решение, принятое в Брюсселе, в значительной степени отражает именно позицию Украины, желающей сохранить максимальный контроль за трубопроводом и газовым транзитом. Однако в условиях неустойчивости украинского политического режима это чревато новыми осложнениями. Кроме того, включение инвестиционной составляющей в стоимость транзита газа через украинскую ГТС может повысить его цену для конечных потребителей.
Что касается желания связать Украину определенными обязательствами посредством подписанной декларации, то, как подчеркнул Язев, «на месте европейских политиков я бы не слишком на это рассчитывал. Украина подписала и ратифицировала договор к Энергетической хартии, но не выполняет свои обязательства по транзиту в соответствии с этим международным правовым актом».
Основой энергетической безопасности для Европы являются долгосрочные договоры на поставки газа, создание новых маршрутов поставки энергоресурсов, а также создание реально работающего механизма регулирования отношений в области энергетики, который обеспечивал бы интересы продавцов, транзитных стран и потребителей, определял степень ответственности за нарушение действующих договоров.