0
2806
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

09.09.2008 00:00:00

Обещанного три года ждут

Нина Пусенкова

Об авторе: Нина Николаевна Пусенкова - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, Московский центр Карнеги.

Тэги: нефтепродукты, топливо, евро


Горожане, задыхающиеся от выхлопов, и автомобилисты знают, что наши нефтепродукты – не только дорогие, но и некачественные. Действительно, доля серы в российском дизтопливе (0,2%) на порядок превосходит этот показатель у «Евро-4» (0,005%), не говоря уж о «Евро-5» (0,001%).

В феврале 2008 года произошло событие, которое должно было улучшить ситуацию, – утвердили технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».

Регламент определяет содержание серы, бензола, ароматических углеводородов в бензине и дизтопливе и требует, чтобы продавцы и изготовители информировали покупателей об их свойствах. Но главное – он устанавливает сроки выпуска моторного топлива по классам, соответствующим стандартам «Евро»: класса 2 – до 31 декабря 2008 года; класса 3 – до 31 декабря 2009 года; класса 4 – до 31 декабря 2012 года.

Переход на «Евро» не удался

Правда, даже если бы удалось выполнить этот график, нам далеко до ЕС, который перешел на «Евро-4» в 2005 году и планирует перейти на «Евро-5» в 2009 году. Но его выполнить не удалось: в июле заместитель министра финансов Шаталов объявил, что переход на «Евро-3», «Евро-4» и «Евро-5» невозможен с 1 января 2009 года из-за неготовности НПЗ, и все отложили на два года.

Почему получилось как всегда? Неужели в феврале правительство не знало о ситуации в нефтепереработке? Или против выступили нефтяники и автомобилестроители? Судя по всему, некоторые чиновники знали. В феврале заместитель главы Минпромэнерго Дементьев говорил, что в первом полугодии 2007 года выпуск бензина «Евро-2» составлял 53,8% от общего объема, «Евро-3» – 8,9%, «Евро-4» – 2,3%. Треть российского топлива не соответствует даже «Евро-2», а львиная доля машин потребляет бензин «Евро-2» и ниже. Ясно, что график перехода на «Евро» нереален.

Очевидно, сроки сдвинули прежде всего из-за лоббирования нефтяников. Их сопротивление понятно – перевести нефтепереработку на европейский уровень не дает масса проблем, во многом вызванных объективными причинами.

Экспорт нефтепродуктов – неэффективен

НПЗ в основном строили до середины 60-х годов – от СССР Россия унаследовала самые старые заводы с низкой глубиной переработки (в среднем 71% против 85–95% в развитых странах). В среднем по России выход бензина не выше 16% (в США – 44%), а мазута – 32% (в США – 5%).

У нас не хватает установок по вторичной переработке нефти и мало используются современные процессы типа изомеризации или алкилирования, нужные для выпуска топлива «Евро-3» и выше. НПЗ неравномерно размещены по стране и слишком удалены от рынков сбыта нефтепродуктов и экспортных портов.

Экспорт нефти существенно превышает экспорт нефтепродуктов. Более того, неэффективна структура их экспорта. Мы вывозим дешевые нефтепродукты после первичной переработки, и импортеры используют их как сырье. В результате доходы России от вывоза нефтепродуктов намного ниже, чем от вывоза нефти.

Все это – наследие социализма, когда отрасль развивалась по пятилетнему плану, автомобили были роскошью, а не средством передвижения, и качественный бензин не требовался.

Положение усугубилось в 90-е из-за экономического кризиса. Тогда нефтяным компаниям было не до обновления НПЗ. Нефтяники считали, что им выгоднее экспортировать нефть, чем поставлять нефтепродукты в Россию и за границу. Верно, с учетом низкого качества и относительной дешевизны наших нефтепродуктов за рубежом. Но если бы нефтепереработка соответствовала мировым стандартам, то и продавать ее продукцию было бы выгоднее, чем нефть.

У российских нефтяников долго не было стимулов развивать нефтепереработку и из-за специфики потребительского спроса. Соотечественников, особенно в сельской местности, больше волновала цена, чем качество топлива. Да и слишком много (прежде всего в регионах) осталось старых легковушек, грузовиков и сельхозтехники, потребляющих низкооктановый бензин.

Впрочем, и государство не создавало условий для развития нефтепереработки. Всем известны инвестиционные риски российской нефтянки. Они мешают реализации капиталоемких проектов с длительным сроком окупаемости. А обновление нефтепереработки – дело дорогое и долгое: строительство завода в Нижнекамске с глубиной переработки в 99%, выпускающего бензин «Евро-4» и «Евро-5», будет стоить «Татнефти» 6,3 млрд. долл. По самым скромным оценкам, среднему по России НПЗ реконструкция производства для достижения стандартов «Евро-3» может обойтись в 200 млн. долл., а «Евро-4» – в 500 млн. То есть переход на «Евро-3» и «Евро-4» по карману только крупным игрокам. Да и современное оборудование для нефтепереработки у нас не производят.

Антистимул модернизации НПЗ – налоговая политика

Экспортные пошлины на нефтепродукты снижают прибыльность экспорта качественных нефтепродуктов: сейчас пошлина на светлые нефтепродукты равна 346,4 долл. за тонну, на темные – 186,6 долл. В 2006 году Налоговый кодекс установил акциз в 2657 руб. за тонну бензина с октановым числом до 80 и 3629 руб. – выше 80: то есть компаниям невыгодно наращивать производство качественного бензина. А акцизы в структуре цены на бензин занимают самую большую долю (более 20%).

В результате наибольшую рентабельность (30%) имеют НПЗ, выпускающие низкосортное топливо. А наименьшую (10%) – передовые заводы.

Учитывая это, правительство хочет дифференцировать акцизы в зависимости от качества нефтепродуктов: чем лучше топливо, тем меньше налог. Ожидается, что в 2011 году для бензина 3-го класса и ниже акциз составит 4290 руб. за тонну. А для бензина 4-го и 5-го классов он будет равен 3500 руб.

Правда, эксперты настроены по поводу этой меры скептически: сейчас до 30% моторного топлива уводится из-под акциза – его производят путем смешения компонентов вне НПЗ. Государство не контролирует даже текущую ситуацию, а что будет, если ввести дополнительную «экологическую» категорию?

Быть ли модернизации?

В последнее время ситуация понемногу улучшается. Правительство делает акцент на переходе от экспорта нефти к экспорту продукции с высокой добавленной стоимостью. Прибыльность нефтедобычи снижается из-за тяжелых налогов, и растет инвестиционная привлекательность нефтепереработки.

Сейчас нефтяники стараются отойти от роли поставщиков полуфабрикатов для иностранных НПЗ: ведь основную прибыль приносит вторичная переработка. Они приобретают нефтеперерабатывающие активы за рубежом, строят и модернизируют НПЗ в России. Так, «ЛУКОЙЛ» в 2008–2017 годах планирует направить 25 млрд. долл. на обновление своих заводов и сбытовой сети. Многие российские НПЗ провели модернизацию, повысив глубину переработки (в «Ярославнефтеоргсинтезе» она выросла с 61–62 до 70%, в «Волгограднефтепереработке» с 75 до 82%, на Саратовском НПЗ с 59 до 71%).

«ЛУКОЙЛ» запустил установку изомеризации и комплекс гидрокрекинга вакуумного газойля в «Пермнефтеоргсинтезе» и установку изомеризации в «Волгограднефтепереработке». «Ярославнефтеоргсинтез» ввел установки каталитического риформинга и висбрекинга. «Киришинефтеоргсинтез» строит комплекс гидрокрекинга вакуумного газойля.

Почти все нефтяные компании начинают (или планируют) выпускать топливо «Евро-3», и, похоже, большинство крупных НПЗ смогут обеспечить его с 2009 года. А некоторые (типа «Волгограднефтепереработки» или «Киришинефтеоргсинтеза») уже производят бензин по «Евро-4». Но доля продукции европейского уровня пока мала: у Рязанского НПЗ в первом квартале 2007 года выпуск «Евро-3» равнялся 9,3%, а «Евро-4» – 6,4% от общего объема. И переход на «Евро-4» с 2010 года для многих НПЗ нереален. Так, Туапсинский завод «Роснефти» начнет выпускать продукцию класса «Евро-4» и «Евро-5» с 2012 года, а «Омскнефтеоргсинтез», принадлежащий «Газпром нефти», – с 2011 года.

Нужно пройти четыре четверти пути

Развитие нефтепереработки подтолкнет увеличение числа машин, потребляющих высокооктановый бензин. А растущий платежеспособный спрос россиян (которые будут учитывать не только цену, но и экологичность топлива) и новые техрегламенты для двигателей (с 2010 года запретят производство и импорт автомобилей с двигателями ниже стандарта «Евро-4», а с 2014 года – ниже «Евро-5») ускорят обновление автопарка.

Но если российская нефтепереработка не решит свои проблемы, последствия могут быть печальными. Летом 2007 года глава Минпромэнерго Христенко предупредил о возможном дефиците высокосортного бензина в России к 2010 году. Текущий спрос российские НПЗ еще закроют. Но потребление топлива увеличивается по мере роста автопарка. И для новых автомобилей уже сегодня нужен качественный бензин, который в России мало где производят.

Так что государственное регулирование кардинальной модернизации нефтепереработки необходимо, но не такими мерами, как принятие заведомо невыполнимого февральского регламента.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1925
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1215
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
901
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1195

Другие новости