Владимир Петрухин. Древняя Русь. - М.: Слово, 2000, 48 с.
Николай Непомнящий. Семь чудес света... - М.: Слово, 2000, 48 с.
КНИГА о Древней Руси, начинается, понятное дело, с Нестора-летописца. Это и есть летопись Руси, пересказанная для детей в вопросах и ответах.
Нестор писал, что Русская земля прозвалась от "всей руси", что взяли с собой призванные варяги. Что касается происхождения слова "русь", в книге написано: "На самом деле среди скандинавских племен не было народа, называвшегося словом русь (ruotsi). Оно означало гребцов, которые участвовали в походах на гребных судах. Эстонцы (потомки чуди, упомянутой в летописи), и финны, которые первыми столкнулись с "гребцами", отправлявшимися в Восточную Европу, до сих пор именуют Швецию Руотси. У них это название - русь - переняли славяне. Почему скандинавы на Востоке величали себя "гребцами", а не викингами, как на Западе? Дело в том, что в Западную Европу они отправлялись в поход на больших парусных судах. Но для походов по рекам Восточной Европы эти суда не годились: часто приходилось не только плыть против течения, но и вытаскивать ладьи на сушу и тащить волоком в обход порогов, из одной реки в другую. Без силы гребцов-руси было не обойтись". Таким вот образом.
Нестором все и заканчивается. Заканчивается, но уже в главках о Московском царстве и о татаро-монгольском нашествии. Там довольно грозно сказано: "Здесь, в "полунощной" земле потомков Иафета, православная Русь потерпела поражение от потомков Сима - татар... В этих словах "Задонщины" оживают строки Нестора-летописца, рассказывающего, как расселились по земле сыновья Ноя Сим, Хам и Иафет. Но главное, что татары оказались нарушителями Божьей заповеди - ведь они вторглись в земли, не принадлежавшие их предкам. Их ждала справедливая расплата. Борьба за единение русских княжеств победоносно завершилась". Эти слова, конечно, изрядное историческое обобщение.
А вот вторая книга серии рассказывает о семи чудесах света, число которых, если не считать почетного и переходящего восьмого номера, было постоянным. Между тем, в число семи зачислялись чудеса разные. У каждого из древних историков был свой список хит-парада. Плиний Старший писал о Форосском маяке. Кто-то говорил о римском Колизее и Александрийской библиотеке.
Список этой книги включает в себя египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, статую Зевса в Олимпии, храм Артемиды в Эфесе, Галикарнасский мавзолей, Родосский Колосс и Александрийский маяк.
Египетские пирамиды и сейчас в наличии. Другим чудесам повезло меньше. Через тысячу лет после создания статую Зевса перевезли в Константинополь, где она и погибла. Сады, по недоразумению названные именем Семирамиды, отсутствуют, храм Артемиды сожжен в 356 году навеки прославившимся Геростратом, и, хотя и был отстроен, вновь был смыт с лица земли временем. Галикарнасский мавзолей разломали рыцари. Колосс преклонил колени и рухнул после землетрясения в 220 году, и захватившие Родос в 997 году арабы продали обломки какому-то купцу, который вывез их в неизвестность на 900 верблюдах. Александрийский маяк тоже был разрушен землетрясением, а остатки его постамента встроены в средневековую арабскую крепость.
Но вернемся к самой книге - описи чудес. Ее ценность в том, что это не просто опись, но и семь поводов к рассказам о культуре Древнего мира. О том, как создавались все эти чудеса, что лежало внутри пирамид и как строили Колосса - "скульптор постепенно насыпал вокруг еще не законченного Колосса огромный холм земли, который скрывал уже завершенные ярусы и позволял изготовить следующие на уровне земли" (Филон Византийский).
Ну что еще? Книги напечатаны в Словакии. Это говорит, собственно, о качестве бумаги и полиграфии.