«В чем преимущество ЕГЭ перед традиционным экзаменом?» – этот вопрос так и остается открытым.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Как правило, польза нововведения проявляется гораздо раньше, чем становится очевидным его вред. Опасность заключается в том, что социальная среда реагирует на простые решения, подобные ЕГЭ, самым неожиданным образом.
Оценка экономических последствий ЕГЭ требует моделирования, привлечения экспертов. Данная работа возложена на Рособрнадзор, имеющий право «организовать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности».
Однако Рособрнадзор, получив удовлетворение от штурма вузов крупных городов выпускниками из глубинки, счел ненужной разработку долгосрочного прогноза социально-демографических и экономических последствий. В качестве основного результата ЕГЭ была принята мобильность абитуриентов.
Разработчики ушли от ответа на вопрос, что будет с подвижниками из сельской глубинки в отсутствие общежитий и запредельной стоимости найма жилья? Каков будет отсев из вузов из-за несоответствия тестов ЕГЭ требованиям специальности? В чем преимущество ЕГЭ перед традиционным экзаменом? Так, в МГТУ им. Баумана отсев после собеседования поступавших по ЕГЭ сопоставим с традиционными экзаменами. И это чистый эксперимент, так как в «бауманку» обладатели «дутых» баллов ЕГЭ предпочитают не идти.
И главное – что влечет за собой тенденция оттока абитуриентов в европейскую часть России и какова судьба региональных вузов? Озабоченность этими процессами проявили заместитель председателя комитета по образованию и науке ГД Валентина Иванова и министр образования Чувашии Галина Чернова. Однако милые дамы посчитали законопроект о ЕГЭ «очень хорошим уже сегодня».
В то же время к заслуге ЕГЭ председатель комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга А.Викторов относит именно противодействие регионализации системы высшего образования. Однако экономистов от образования не интересует, как в регионах будут обеспечены специалистами «точки роста» высоких технологий?
К числу «точек роста» относится, например, и лидер аэрокосмической отрасли ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», основной поставщик мирового рынка титана. Из Верхней Салды, где расположено это предприятие, молодежь успешно поступает в вузы и находит другую жизнь за 40 километров в Нижнем Тагиле или за 180 в Екатеринбурге. С гордостью о тенденции невозврата в родные пенаты говорит ректор главного энерговуза страны – МЭИ, где за 15 лет ни один выпускник не уехал дальше Московской области. То же происходит и с выпускниками других престижных вузов, работающими не по специальности.
К сожалению, молодые специалисты, покинув альма-матер, не вливаются в реальное производство и науку. Ибо пресловутый квартирный вопрос и бесперспективность ипотечного кредитования молодых ученых и специалистов в крупных городах диктует им выбор в сфере бизнеса. Цепь злоключений молодых Ломоносовых из глубинки, получивших доступ в вуз с помощью ЕГЭ, убеждает в том, что без оценки долгосрочных результатов процесса нельзя говорить об истинности или ложности поставленной цели и разумных, не разоряющих экономику средствах ее достижения, как и о последствиях, которые, подобно повороту северных рек, легче предотвратить, чем устранить.