Глава Минкомсвязи Константин Носков хочет разобраться в критериях значимых информационных ресурсов интернета. Фото РИА Новости
С тех пор как Дмитрий Медведев в должности президента объявил о модернизации экономики, прошло десять лет. За это время стало очевидно: одного технологического переоснащения без содержательных изменений недостаточно. В этом смысле модернизацию можно считать провалившимся проектом. Теперь ему на смену пришла цифровизация. Но, как предупредили эксперты Московского центра Карнеги, цифровая трансформация – лишь имитация перемен. Чиновники готовы к техническим новациям, но не концептуальным изменениям. При этом государство стремится взять IT-индустрию под контроль, примером чему служит в том числе обсуждаемый в Госдуме законопроект о «значимых информационных ресурсах сети интернет».
Цифровизация, пришедшая на смену объявленной ранее модернизации, не предполагает концептуальных перемен в подходах власти к управлению. Она лишь имитирует перемены. И происходит все это на фоне явного стремления власти взять под контроль IT-сферу. На это указали специалисты Московского центра Карнеги, проанализировав результаты экспертных интервью, которые проводились осенью 2018-го и весной-летом 2019-го.
«Все наши респонденты так или иначе вовлечены в переход страны из политического цикла 2018–2024 годов в период после президентских выборов: кто-то непосредственно участвуя в нем, иные – как сторонние и включенные наблюдатели», – пояснили авторы исследования, руководитель программы Московского центра Карнеги Андрей Колесников и замдиректора Левада-Центра Денис Волков. Всего было проведено 13 углубленных интервью. Из них шесть с экспертами в области подготовки управленческих кадров, экономики, информационных технологий; семь – с представителями крупного и среднего российского и иностранного бизнеса.
Казалось бы, настоящим знаменем модернизационных усилий государства стала цифровизация, на которой российские власти делают акцент в последние годы. Напомним, накануне нового президентского срока Владимир Путин объявил о формировании цифровой экономики, сравнив этот «проект» с электрификацией всей страны начала ХХ века.
«Цифровая экономика – это не отдельная отрасль, это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества. Формирование цифровой экономики – это вопрос национальной безопасности и независимости России, конкуренции отечественных компаний», – объявил летом 2017 года на заседании Совета по стратегическому развитию глава государства. Затем, в рамках реализации нового (от 2018 года) майского указа президента был сформирован нацпроект под названием «Цифровая экономика РФ».
Но, несмотря на обещания масштабных преобразований, респонденты проявили скепсис. Как считают авторы исследования, «реальная модернизация страны, которую власть считает политически опасной, замещается цифровой трансформацией». «Цифровизация выдается за модернизацию или же анонсируется идея «прорыва», – без всяких на то стимулов и даже уточнения, что это такое», – продолжают эксперты.
«Переход к «цифре» неизбежен, ровно поэтому, например, телевидение переводится с аналогового на цифровое вещание. Однако в России цифровую трансформацию понимают в большей степени как автоматизацию процессов и услуг – новые сущности не создаются, – поясняют исследователи. – По сути своей задача автоматизации инфраструктуры технократическая, а не содержательная».
Одна из ключевых проблем, по мнению респондентов, состоит в том, что «большинство чиновников не понимают содержательную сторону цифровизации». «В результате часто происходит оцифровка старых функций и документов, а не упрощение процессов управления и создание нового содержания, – считают они. – В достижении целей преобладает формально-бюрократический подход («сколько километров нового кабеля нужно проложить»)».
Как показало исследование, у бизнеса нет мотива верить в модернизационные устремления государства. «В России IT-индустрия поначалу динамично развивалась именно в рыночном секторе. Потом она была замечена государством, начавшим подминать отрасль под себя. Это повлекло за собой «суверенизацию» IT-индустрии: государство поставило ее под свои «знамена», – сообщают в Центре Карнеги.
Сегодня государство – главный покупатель IT-продукции. Респонденты указывают на «сужение доли IT-сферы в конкурентном негосударственном секторе экономики». Министерство цифрового развития, которое, казалось бы, должно стать передовым, управляется, по мнению респондентов, в рамках «дирижистско-авторитарной модели со слабыми компетенциями на фоне запретительной регулятивной среды».
«Едва ли «цифра» может стать зоной и драйвером модернизационного и кадрового прорыва. Скорее она поможет решить главную политическую задачу системы – ее выживание», – делают вывод исследователи.
Да и если говорить в целом о подходах власти к управлению, то никто из респондентов, по уточнению авторов исследования, «не питал иллюзий относительно готовности высших должностных лиц государства к демократизации политической системы, либерализации экономики и в целом к модернизации государства и общества».
Десять лет назад, в пору своего президентства, Дмитрий Медведев охотно рассказывал в телеэфире об успехах предстоящей модернизации российской экономики. Фото с сайта www.kremlin.ru |
Презентация доклада Центра Карнеги, прошедшая в Москве в конце минувшей недели, как раз совпала с новостями об обсуждении в Комитете Госдумы по информационной политике законопроекта о «значимых информационных ресурсах сети интернет».
Законопроект, который был внесен в Думу в конце июля депутатом от «Единой России» Антоном Горелкиным, предлагает «установить требование к таким ресурсами иметь не более 20% иностранного участия в уставном капитале». Как пояснял Горелкин Интерфаксу, законопроект нацелен на «Яндекс» и Mail.ru.
«Этот закон можно назвать запретом на инвестицию в Россию», – приводит BFM.RU слова бывшего советника президента по развитию интернета, директора компании LiveInternet Германа Клименко. В конце пятницы информагентства наперебой сообщали о рухнувших примерно на 18–20% на бирже Nasdaq и на Московской бирже акциях «Яндекса». «Яндекс», возможно, перестанет существовать в нынешнем виде», – сказал «Эху Москвы» завкафедрой новых медиа факультета журналистики МГУ Иван Засурский.
Хотя стоит отметить, что законопроект пока не вызывает единодушного одобрения и в среде чиновников. «На сегодняшний день у министерства отрицательная позиция по данному законопроекту», – заявила представитель Министерства цифрового развития Айсалу Бадягина. В ведомстве Константина Носкова добавили, что надо ввести четкие критерии определения значимых ресурсов.
«Ясно, что в этой трактовке законопроект создает сегодня серьезные риски для крупных игроков», – сказал глава комитета ГД по информполитике Леонид Левин. По его словам, задача комитета состоит в поиске баланса.
Предыдущий проект преобразований – модернизацию – можно назвать несостоявшимся. О «модернизации российской экономики» десять лет назад, в 2009 году, объявил Дмитрий Медведев (занимал тогда должность президента).
«Больше медлить с этим нельзя. Мы должны начать модернизацию и технологическое обновление всей производственной сферы. По моему убеждению, это вопрос выживания нашей страны в современном мире», – объявил он в Послании Федеральному собранию. В телеэфире Медведев перечислял приоритеты модернизации. Список включал энергоэффективность и энергосбережение, ядерные технологии, космические технологии, медицинские технологии и фармацевтику, стратегические информационные технологии.
Чиновники-модернизаторы взяли в качестве основы прежде всего так называемый сталинский багаж инноваций, добавив к нему и более современные технологии. Но уже тогда этот список выглядел устаревшим на фоне аналогичных программ, разрабатываемых на тот период, например, в Китае или США (см. «НГ» от 29.10.10, 08.02.11, 21.11.12).
Но даже не это «отставание» российского плана модернизации было главной проблемой. Как показало время, одного технологического переоснащения производств, которое и само оказалось под вопросом, недостаточно без содержательных изменений: без современных производственных отношений, развития конкуренции, создания благоприятного делового климата, институциональных преобразований. Модернизация в условиях нарастающего давления не приводит к успехам, а ее смысловое наполнение полностью выхолащивается.
«В отсутствие структурных реформ цифровизация – один из наиболее очевидных способов улучшить жизнь граждан так, чтобы они это быстро почувствовали и получили отдачу. Один из примеров такой работы со стороны государства – сервис Госуслуги», – комментирует гендиректор компании «Иволга Капитал» Андрей Хохрин.
Но в этом процессе есть и свои недостатки, признает эксперт: «Заметно доминирование государства, возможности для частной инициативы остаются не такими очевидными».
«Дело в том, что сама по себе цифровизация не может заменить структурные реформы, необходимость защиты частной собственности, улучшения инвестиционного климата», – говорит Хохрин. Как считает эксперт, процесс цифровизации оказался под контролем государства как раз из-за того, что именно в его руках сосредоточены практически все ресурсы для реализации этого процесса.
комментарии(0)