Премьер Дмитрий Медведев, губернатор Алексей Гордеев и замгендиректора «Росэнергоатома» Владимир Поваров осматривают пульт управления АЭС.
Фото с официального сайта правительства РФ
Премьер Дмитрий Медведев помнит о приоритетах модернизации, которые он определил в пору своего президентства. Одним из таких приоритетов являются ядерные технологии, которые должны обеспечить диверсификацию экономики. России нужно удержать свое лидерство в сфере атомной промышленности, заявил вчера Дмитрий Медведев в ходе поездки в Воронежскую область, где строится новая атомная станция. Правительство возлагает большие надежды на «продвижение отечественных ядерных технологий за рубеж». Однако, по мнению экспертов, атомная отрасль не способна составить конкуренцию нефтегазовому сектору.
Вчера премьер ознакомился с ходом строительства Нововоронежской АЭС-2, которая должна будет заместить собой старую станцию. И там премьер провел заседание Совета при президенте по модернизации экономики и инновационному развитию. Строящаяся атомная станция произвела на Медведева сильное впечатление, о чем он тут же сообщил собравшимся. Ожидается, что два блока Нововоронежской АЭС-2 должны быть сданы в эксплуатацию в 2014 и 2015 годах соответственно. Инвестиции в строительство АЭС составили в 2011 году почти 40 млрд. руб., в 2012 году – около 20 млрд. руб.
В ходе заседания Совета по модернизации Медведев отметил, что Россия до сих пор является лидером в сфере атомной промышленности. И, по словам премьера, такое лидерство надо удерживать. Ядерные технологии, продолжил Медведев, находят применение во всех сферах нашей жизни: в экономике, энергетике, космонавтике, авиации, медицине, сельском хозяйстве, информатике. Правительство и дальше надеется активно внедрять в стране ядерные разработки.
Но, пожалуй, еще больше надежд власти возлагают на «продвижение отечественных ядерных технологий за рубеж». «У нас программ много, они масштабные. Все мы так или иначе принимаем участие в их реализации – и на политическом, и на организационном, и на операционном уровнях, – рассказал Медведев. – Россия реализует соответствующие программы в Турции, Китае, Индии, Бангладеш, Вьетнаме, Армении, Украине, Белоруссии. Нам, конечно, нужно использовать все наши возможности и экономического стимулирования этих процессов, и дипломатической поддержки».
Бюджет обеспечивает атомной отрасли неплохую финансовую подпитку. «На 2011–2012 годы из федерального бюджета по федеральным программам развития ядерных технологий выделены приличные деньги – это порядка 60 миллиардов рублей, из них на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, что весьма показательно, почти 23 миллиарда рублей», – сообщил премьер.
Госкорпорация «Росатом» не стоит на месте, она постоянно увеличивает расходы на НИОКР. Начиная с 2006 года эти расходы, по данным Медведева, были увеличены в пять раз. «Если говорить о процентах к выручке, то эта цифра очень хорошая: порядка 4,5% от выручки, и это один из лучших показателей не только в России, но и в мире», – добавил он. «Росатом» занимается различными проектами. Один из таких амбициозных проектов – строительство первой в мире плавучей АЭС.
Ядерные технологии являются одним из пяти приоритетов модернизации экономики РФ, которые были определены Медведевым еще в пору его президентства. Другие приоритеты – медицинские технологии и фармацевтика, информационные технологии, космические системы, энергоэффективность. Предполагалось, что эти приоритеты сделают Россию конкурентоспособной на мировом рынке, вернут ей лидерские позиции в ряде отраслей и помогут преодолеть зависимость от экспорта углеводородов.
Как замечали ранее наблюдатели, в своем модернизационном списке Медведев сделал ставку прежде всего на сталинский багаж инноваций, на советские научные и экономические достижения. И этим российский модернизационный список существенно отличался от аналогичного китайского или, например, американского списков приоритетов технологического прорыва, которые позднее были объявлены руководством КНР и США (см. «НГ» от 29.10.10, 08.02.11). Так, Китай планирует достичь лидерских позиций на мировом рынке за счет активного развития экологической сферы, новых источников энергии, информационной индустрии, биопроизводства, новых материалов и т.п. А американцы собираются бросить все силы на альтернативную энергетику, высокоскоростной Интернет, качественное образование и транспортную инфраструктуру.
Тем самым можно сделать вывод, что две наиболее крупные экономики мира довольно настороженно относятся к атомной энергетике. И когда они ищут альтернативу углеводородам, то рассматривают новые и возобновляемые источники энергии, но вовсе не мирный атом. Россия в отличие от этих стран избрала довольно рискованные приоритеты развития. Опыт аварии на АЭС «Фукусима» в Японии показал, что даже в одном из самых современных государств мира ядерные технологии несут большую потенциальную опасность. Россия же вряд ли обгоняет Японию по части технологической дисциплины, ответственности, заботы об экологии и высокой ценности человеческой жизни. Значит, все опасности, связанные с угрозой техногенных аварий, в России при прочих равных условиях оказываются даже выше, чем в Японии. Поэтому более широкое распространение ядерных технологий в российских реалиях вызывает много опасений.
Кроме того, надежда властей преодолеть зависимость российской экономики от экспорта углеводородов за счет развития атомной энергетики тоже вызывает сомнения. По мнению экспертов, с точки зрения доходности для бюджета атомная отрасль не сможет конкурировать с нефтегазовой. «Все рассуждения об инновациях в качестве альтернативы нефтегазу с точки зрения денежных потоков, мягко говоря, смешны. Ни один сектор российской экономики никогда не сможет конкурировать по денежным потокам не только с нефтегазовым сектором, но и даже с отдельной компанией – такой как «Роснефть» или «Газпром», – считает директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев. «Пока ядерные технологии не способны заменить или даже существенно потеснить нефтегазовую отрасль в экономике России. По денежному объему эти два сектора пока несопоставимы. Если выручка «Росатома» в 2011 году составила чуть более 4 миллиардов рублей, то выручка одного лишь «Газпрома» составила более 3,3 триллиона рублей. И это – не считая доходов нефтяных компаний. Нефтегазовый сектор обеспечивает более 70% денежного объема экспорта России, на экспорт ядерных технологий приходится около 1%», – соглашается управляющий партнер «2К Аудит – Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Иван Андриевский.
В то же время опрошенные эксперты не отрицают, что российский атомный комплекс – это один из немногих секторов экономики, который действительно конкурентен на глобальном рынке.